Кинотеатр без "вешалки"
Кинотеатр без "вешалки"

Для многих понятие "домашний кинотеатр" в первую очередь ассоциируется с экраном, хорошим проектором или плазменным телевизором. Звуковой аспект дела нередко – и неоправданно – остается "за кадром": можно встретить "крутую 63-дюймовую плазму, а вокруг нее пластмассовые колоночки… очень бюджетные.

Но это тяжелый случай. Мы давно знаем, что для кинотеатра качественный "окружающий" звук важен не меньше, чем большое изображение. Но как получить такой звук без головной боли и разочарований?

 

Советы профессионалов

Как известно, окружающий (от английского surround) звук достигается с помощью акустических систем, которых в стандартном кинотеатре насчитывается шесть — пять традиционных колонок эффектов плюс сабвуфер для баса. Это так называемая схема „5.1": именно столько независимых звуковых каналов зашифровано в звуковой дорожке DVD-диска согласно форматам Dolby Digital и DTS. Хотя уже существуют шести- и семиканальные форматы (Dolby Digital EX и DTS ES), принципиальной разницы нет — докупаете еще одну-две АС, и все. Но что именно купить в качестве базового комплекта?

Определяясь с выбором, следует учитывать не только толщину кошелька, но и ряд других факторов. Например, каковы размеры комнаты, которую вы собираетесь превратить в кинозал? Это отдельное помещение или жилое? В общем случае можно посоветовать не заглядываться на роскошные напольные колонки и киловаттный сабвуфер, если комната маленькая и потолок 2,50... то вы просто впустую ухнете деньги. Для маленькой комнаты оптимален набор из небольших „полочных" колонок-сателлитов и сабвуфера. И вам мощи хватит, и соседям басов достанется. Если же площадь кинозала зашкаливает за сорок квадратных метров, тогда да — придется купить четыре напольника на фронтальные и тыловые каналы, крупную АС центрального канала и, скорее всего, парочку сабвуферов.

Дело в том, что маленькие комнаты серьезно корежат звучание — прежде всего, падает качество баса. Не стоит верить заявлениям, что это, мол, не так, и проблема давно решена „в этой новой модели". Ничего не решено, и в обозримом будущем не будет. Поэтому постарайтесь запомнить — „большая комната — напульники", „маленькая комната — полочники". Оптимальным выбором вы с самого начала отсеете множество проблем, среди которых и гудящий бас, и нечеткая пространственная панорама, и натянутые отношения с соседями.... Что касается конкретных цифр и площадей, то сегодня принята следующая приблизительная градация помещений по размерам: маленькие (9-12 кв м), средние (15-25 кв м) и большие (от 30 кв м).

Про размер и значение

Вариантов акустики — море. Начиная от бюджетных комплектов „из коробки", с акустикой и встроенными усилителями (за все — пара сотен у.е) и заканчивая немыслимыми по цене и роскоши Hi-End-колонками авторитетных европейских производителей. Ясно же, что первые странновато будут смотреться в интерьере богатого дома, равно как вторые станут неуместной роскошью в однокомнатных „апартаментах". Хочется отметить, что, к сожалению, понятие „золотой середины" в контексте выбора театральной акустики не существует. Есть деньги, есть требования, есть условия — есть конкретное предложение.

Недорогой коробочный комплект по-своему хорош: можно без лишних затрат устроить неплохой кинотеатр где-нибудь в детской или даже на даче. Как правило, в таких комплектах уже все включено: средства монтажа, кабели, и прочие аксессуары. Установка — тридцатиминутная готовность. Требуются только DVD-плеер с 5.1-выходом и телевизор. Однако меломаны с опытом давно осведомлены о слабостях подобного рода „быстрых" решений. Это обычно весьма средний по качеству (хотя и эффектный) звук, отсутствие возможности модернизации, чересчур броский дизайн. Хотя надо признать, среди таких комплектов все чаще встречаются очень приятные исключения, в том числе новые марки из Юго-Восточной Азии.

Кинотеатры средней ценовой категории ($400-800) включают в себя только колонки, причем нередко разные по конструкции и назначению. Это может быть как одинаковая полочная акустика по кругу, так и система с разными моделями для фронта и тыла, а также специальной АС центрального канала. Сабвуферы в таких комплектах, как правило, уже качественные (мощные, с опрятным басом). Впрочем, рассчитывать на полноценное озвучивание очень большой комнаты с такой системой не стоит. Зато для небольшой квартиры это, пожалуй, один из самых привлекательных вариантов. Не забываем, что придется купить еще и AV-ресивер (это еще примерно 2/3 от сцены комплекта) — в результате можно гарантировать добротный Hi-Fi-звук в комнате средней площади. Добавим, что в эту ценовую категорию уже попадают так называемые „дизайнерские" системы домашнего кинотеатра, отличающиеся заметным приоритетом внешних качеств над качеством воспроизведения. Особо хочется подчеркнуть, что предпочтение за эти деньги желательно отдавать акустическим системам от специализирующихся именно на акустике производителях. Ведь если компания, к примеру, делает прекрасные телевизоры, это не означает, что в ее ассортименте гарантированно встречаются столь же хорошие „звуковые" решения...

В районе $1000-2000 и выше мы уже вступаем в область полнокровного Hi Fi. За эти деньги можно приобрести превосходный компонентный набор акустических систем любого европейского бренда. Это могут быть и полочные, и напольные АС, и несколько моделей центрального канала и сабвуферов на выбор. Здесь можно рассчитывать на безукоризненную отделку и качество комплектующих. Наконец, обладание таким „брендовым" кинотеатром для многих вопрос престижа. Подобный вариант хорош для больших квартир с отдельными помещениями под кинозал. Остается лишь подобрать достойные DVD-плеер, ресивер и красивые кабели — в сумме это еще порядка $600-800. Результат — высококачественное, динамически и тонально достоверное звучание с отличным басом, гарантирована идеальная отработка любых звуковых эффектов. Более того, за эти деньги вы получаете еще и оченьхорошую акустику для прослушивания музыки, в том числе в многоканальном варианте. Нужно помнить, что выбирая полочные АС вместо напольных, вы автоматически обрекаете себя на покупку спикерстендов (примерно 100 у.е) —хорошие колонки не следует ставить в мебельные ниши или прятать на шкафу под потолком.

Наконец, за еще большие деньги выбор одновременно и проще и сложнее. В категории Hi-End трудно заранее угадать достоинства и недостатки, ведь здесь соотношение цена/качество порой делает замысловатые пируэты. И все же можно быть уверенным, что при покупке системы ценой выше $3000-4000 за 5.1-комплект вы с большой вероятностью гарантируете себе не только отменное качество звучания но и великолепные внешние данные своей избранницы.

Мощнее — лучше?

В общем случае это так. Чем мощнее акустические системы, тем легче им играть громко и чисто. Однако не стоит думать, что колонки мощностью 100 Ватт хуже, чем колонки мощностью, скажем, 120 Вт. Кроме мощности (power handling) у любой акустической системы еще есть очень важный параметр под названием «чувствительность» (Sensitivity). Этот параметр означает, насколько, фигурально выражаясь, „громко" будет звучать АС при неизменной подводимой мощности. Видя в паспорте цифру, прежде чем сдаваться на милость консультанта, поинтересуйтесь, что это за ватты (они разные бывают — RMS, PMP0) и какая у колонок чувствительность. При чувствительности 93 дБ мощность 100 Вт — это почти концертные колонки, а уже при 82 дБ — весьма скромный результат. Потом, опираться следует на значение мощности с буковками RMS — это правильная, „честная" мощность...

Так сколько мощности надо? А сколько хотите. Но помните, что реальная мощность, потребляемая от усилителя/ресивера двумя колонкам с чувствительностью 90 дБ при комфортном уровне громкости не превышает десятка ватт... На мощности 100 Вт почти любая колонка будет хрипеть, свистеть — что угодно, но не играть. Запас мощности требуется лишь для отработки динамичных звуковых всплесков (взрыв, удар). Поэтому мощность АС оказывается далеко не определяющим фактором при выборе системы. К тому же, ни в одной спецификации сегодня вы попросту не найдете цифр скромнее 100 Вт...

Динамиков много хороших и разных

Принято считать, что лучше всего играют бумажные и шелковые динамики. Что алюминиевые безбожно „звенят", кевларовые на любителя, полипропилен звучит „пластмассово", и так далее. В этих категоричных заявлениях есть доля правды, но лишь малая. Качество звучания конкретной модели зависит от качества исполнения, а не от химических формул и признаков экстрасенсорной аудиофилии. Хороший динамик Hi-Fi-системы с полипропиленовым диффузором может и будет звучать много чище и приятней дешевой головки с „аудиофильской" бумагой. Что касается количества динамиков, то здесь все тоже не однозначно.

Трехполосные акустические системы в общем случае выглядят предпочтительнее двухполосных (чем больше динамиков распределяют между собой нагрузку, тем ниже искажения), но опять же, все зависит от качества и класса АС. Вас должно насторожить пятиполосное изобилие на напольных колонках ценой 100 у.е — лучше предпочесть ему двухполосные системы стоимостью вдвое дороже. Тип акустического оформления колонок (фазо-инвертор, закрытый корпус и т.д.) не играет существенной роли, хотя многие профессионалы советуют выбирать именно закрытые АС.

Центр всему голова

Качество акустики центрального канала в кинотеатре играет огромную роль. Центральному каналу приходится иметь дело не только с диалогами (на протяжении всего фильма), но и с очень динамичными звуковыми эффектами. Это только кажется, что выстрелы и взрывы воспроизводит сабвуфер. На самом деле сабвуфер лишь присоединяет к импульсам „кусочек баса", а резкую атаку отрабатывает именно центр. Так недолго и „сгореть на работе"! К счастью, модели центрального канала делают обычно с хорошим запасом, как правило, на трех динамиках. В рамках одной серии динамики центрального канала и фронтальных АС, как правило, делаются одинаковыми для достижения тембровой согласованности звучания. Сразу после центрального канала по важности идут фронтальные колонки, затем сабвуфер и уже потом тыловые АС. В любом случае вам вряд ли представится возможность собирать систему по отдельности — у любого производителя всегда есть один или несколько оптимально согласованных акустических комплектов 5.1

Куда смотрит тыл

Тыловые АС в домашнем кинотеатре играют весьма скромную роль. На протяжении фильма им приходится работать с серьезной нагрузкой от силы два-три раза, в остальное время тыловики лишь поддерживают„фон" (шум дождя, эхо шагов, музыкальное сопровождение). Можно выбрать традиционные тыловые АС (типичные полочники) или так называемые „биполярные" или „дипольные" громкоговорители. Вторые и третьи характеризуются „размытым" звуковым полем, что, как считается, способствует более убедительному эффекту присутствия.

Хотя эту точку зрения можно оспорить: биполярные и дипольные АС тыловых каналов были популярны на раннем этапе становления домашнего театра, когда сигнал тылового канала был изначально посредственным в силу ограничений формата ProLogic. В современных цифровых форматах Dolby Digital/DTS предпочтительнее использовать традиционные колонки. Хотя у„биполяров" и „диполей" есть существенное преимущество — в небольшой комнате всегда есть куда их повесить на стену, а вот поставить за диваном по всем правилам стойки с обычными тыловиками — непростая задача.

Источник баса

От сабвуфера требуется по сути лишь одно — басить мощнее и чище. Хотя не стоит тратить на него львиную долю театрального бюджета, стремясь к сверхглубоким басам. Дело в том, что в подавляющем большинстве звуковых дорожек современных фильмов (да и музыки тоже) очень глубокий бас представлен в незначительном количестве. С точки зрения дизайна (отделка и лампочки), оснащенности (количество входов и выходов) и управления (наличие/отсутствие пульта ДУ) сабвуфер для домашнего кинотеатра не обязан быть рекордсменом. Сабвуфер настраивается по вкусу обычно один раз — при установке. Вот что действительно полезно сделать — поэкспериментировать с местоположением саба в комнате. Подвигайте его, послушайте, нет ли неприятных гудящих „комнатных" резонансов. С помощью таких нехитрых перестановок можно изменить звучание АС гораздо сильнее, чем подбором кабелей и сменой плеера и ресивера...

С толком и расстановкой

Недостаточно купить набор акустики, нужно уделить пристальное внимание установке колонок в кинозале. Если вы не пользуетесь услугами профессионального инсталлятора, то нужно следовать нескольким простым правилам. Не следует ставить фазоинверторные (впрочем любые) колонки вплотную к стене, чтобы внезапно „раздобревшие" басы не подпортили тембра их звучания. Производители рекомендуют соблюдать дистанцию для стены в 30-50 см. Расстановка АС должна быть по возможности симметричной относительно зрительских мест, высота стойки ТВ должна быть такой, чтобы водру¬женная сверху колонка центрального канала оказалась примерно на уровне динамиков фронтальных АС. Классические тыловые колонки нужно вешать на боковых стенах симметрично и на уровне — или чуть выше — голов сидящих зрителей, хотя это не всегда удается. В самом выгодном положении сабвуфер. Его, в силу ненаправленности басовых звуков, можно ставить в любую точку комнаты. Перечисленные тонкости расстановки, конечно, немного осложняют жизнь, однако это может оказаться действенным методом улучшения звука даже по сравнению с автоматической настройкой АС в современных AV-ресиверах. Но лучше совмещать и то и другое. Как показывает практика, алгоритмы автоматической калибровки акустики с помощью тестовых микрофонов дают значительный „оздоравливающий" эффект, при том, что процесс настройки обычно занимает не более 10 минут.

Заключение

Если есть возможность, то перед покупкой неплохо послушать звучание приглянувшегося вам комплекта в салоне. Хотя следует помнить, что характер звучания дома будет, скорее всего, другим — прежде всего на басах. Это своеобразная лотерея. В качестве хорошей тестовой записи можно посоветовать композицию „Races" от yello. Спектральный состав этой записи практически идеально повторяет так называемый „розовый шум" — это отличное средство проверки акустики на „стойкость" к перегрузкам. Что касается остальных качеств (тембр, динамика, прозрачность звучания), то лучше всего тестировать кинотеатры не на блокбастерах с эффектными звуковыми дорожками — а с помощью хорошо знакомого вам „спокойного" фильма. Хорошую компонентную акустику желательно послушать еще и на классической музыке, это касается стереорежима с фронтальными АС.


Источник: www.alltelevision.ru

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.