Советское ТВ: заметки из будущего. 70-е: советское телевидение эпохи застоя

16.03.2015 Новости - Обо всем  

cccpЕсли будет уместным сравнение телевидения с человеком, то 70-е годы прошлого века представляются как период телевизионного «юношества» после «детства» и «подросткового периода» в 50-е и 60-е годы соответственно. Наверное, ни для кого не является секретом, что в этом возрасте особенно хочется влюбляться, петь, радоваться жизни и развлекаться на «полную катушку».

Чтобы полнее охарактеризовать ситуацию в СССР для молодого поколения, не заставшего те годы, добавлю, что тогдашний руководитель страны Л. И. Брежнев в начале десятилетия, о котором сейчас идет речь, был веселым и общительным человеком. Он абсолютно не чурался ничего присущего обычным людям: любил шутки и юмор, народные песни и выступления фигуристов на льду, хоккей и футбол, а также охоту на дичь и хорошее застолье. И последний штрих – в 1970 году отмечалось столетие со дня рождения основателя Советского государства В. И. Ленина. Страна, как огромный поезд, еще неслась по пути своего развития по инерции вперед, но колеса плавно замедляли ход – начиналась эпоха, которую позже назвали «застоем». До следующего этапа развития страны под названием «перестройка и гласность» – еще полтора десятка лет…

Вот теперь, после небольшой экскурсии в прошлое, мы переходим непосредственно к теме нашего цикла публикаций.

 


Читайте также — Советское ТВ: заметки из будущего. 50-е: первые шаги большого пути

Читайте также — Советское ТВ: заметки из будущего. 60-е: время надежд и ожиданий


 

В начале 70-х годов советское телевидение подарило телезрителям несколько блестящих эстрадных циклов, ставших подлинным украшением тогдашней телевизионной «жизни». Основным из таких проектов является «Песня года». Впервые эта программа появилась на экранах телезрителей 1 января 1972 года и стала своего рода главной выставкой страны – ВДНХ, где композиторы, поэты и исполнители отчитывались перед народом о своей работе на песенной ниве.

70_01

Концепция программы состояла в следующем: в течение года на суд зрителей выпускалось восемь сорокапятиминутных программ, в которых звучали песни советских композиторов, написанные и исполненные в текущем году. А затем в соответствии с присланными письмами-голосами, поданными за ту или иную песню, составлялась программа финальной передачи. Она выходила в эфир 1 января следующего года и длилась довольно долго по тогдашним меркам – до 3 часов (без всяких рекламных пауз – их просто тогда не было).

В программах «Песня года» тех лет многое было совсем не так, как мы видим сейчас. Не было сцены и зрительного зала: в огромном помещении студии кучками сидели передовики производства и герои страны: в одном месте – ткачихи, в другом – хлеборобы, а вот тут – учителя и прочая интеллигенция. Аплодисментов после выступлений тоже не было, просто сразу объявлялся следующий номер. Наиболее «отличившимся» в течение года певцам и певицам разрешалось исполнить не одну песню, а целых две или даже три. Кстати, многие лауреаты тех первых программ до сих пор исполняют свои шлягеры: Иосиф Кобзон или София Ротару, к примеру.

Коротко о других особенностях передачи: все без исключения песни проходили согласование в художественных советах, должны были отвечать высоким моральным и нравственным нормам того времени, певцы должны были обладать (а оно и вправду так было) вокальными данными и исполнительским мастерством высокого уровня.

70_02

В «Песню года» тех лет приглашались исключительно «официальные» исполнители (автор материала не смог для них подобрать иного слова, но читатели поймут, о чем идет речь). И никогда – из разряда альтернативных, типа уже тогда набиравших известность ВИА «Аквариум», «Синяя птица», «Ариэль», «Веселые ребята», «Поющие гитары» и т.д. Там звучали песни, написанные исключительно членами Союза композиторов, и никогда – песни бардов и уж тем более не могло быть и речи о рок-исполнителях. Хотя именно этот репертуар, именно эти альтернативные авторы и исполнители были чрезвычайно популярны у населения страны – они расходились в миллионах магнитофонных копий.

В начале 80-х годов XX столетия, а уж тем более в период перестройки и гласности идеологические ограничения начали понемногу сниматься: стали звучать произведения, которые до этой поры были в «тени». После распада СССР в 1991 году фестиваль в течение двух лет не проводился вообще, однако в 1993 году был возрожден вновь.

К сожалению, 90-е годы XX века и сегодняшнее время внесли существенные коррективы в первоначальные условия проведения «Песни года»: во-первых, почти все музыкальные произведения сейчас исполняются «под фанеру», т.е. в записи, а не вживую. Во-вторых, значительная часть представленных композиций и исполнителей откровенно слаба, и только деньги спонсоров позволяют заявлять о них как о реальных любимых народом песнях. И последнее: программа стала чисто телевизионной – из нее при записи и монтаже вырезается все, что может как-то отрицательно повлиять на зрителя или рекламодателей. Подводя итог: «Песня года» стала огромным коммерческим проектом, призванным извлекать доходы от рекламодателей и спонсоров исполнителей.

13 марта 1971 года был запущен еще один цикл передач – «Артлото» («Артистическое лото»). Каждая программа представляла собой викторину. В ней наряду с отечественными исполнителями принимали участие и зарубежные. Слово «зарубежные» означало – преимущественно из стран социалистического лагеря. Идея передачи была придумана писателем-юмористом Аркадием Аркановым на основе модной тогда спортивной лотереи «Спортлото». Напомню, что по ее условиям во вращающемся барабане находилось 49 шариков (по числу видов спорта), после раскручивания барабана и его остановки извлекался один из шариков и объявлялся его номер. В «Артлото» вместо видов спорта каждый из 49 номеров обозначал определенного артиста. Ведущие должны были раскручивать барабан, доставать шарики с номерами – и звучали песни.

У «Артлото» была фантастическая популярность, которая может только сниться большинству нынешних телепрограмм. По итогам каждой передачи редакция получала до 1 миллиона писем! К сожалению, цикл был закрыт в 1975 году, после выхода в эфир сорок восьмой программы, по субъективным причинам.

В 70-х годах Центральное телевидение СССР получало много писем, значительная часть которых содержала просьбы о поздравлениях для родственников, друзей, коллег по работе и т.д. С целью выполнения пожеланий телезрителей в 1973 году была создана передача «По вашим письмам». Она выходила в эфир по субботам в 10 часов утра (время московское). В программе звучали рассказы о судьбах авторов писем, об их труде и личной жизни, пожелания послушать ту или иную песню. 1 сентября 1974 года многочисленные поклонники этой передачи увидели заставку с другим названием, которому суждено было остаться в эфире до наших дней, – так появилась «Утренняя почта». У большинства телезрителей эта программа ассоциируется, прежде всего, с именем ведущего – Юрия Николаева. Но кроме него, в 80-х годах XX века ее вели попеременно Амаяк Акопян, Михаил Державин и Александр Ширвиндт, Ефим Шифрин, Татьяна Веденеева и т.д. Несколько раз передача прекращала свое существование, а затем возрождалась вновь. Она выходит в эфир до сих пор, но былой популярности уже не имеет.

Еще одна музыкальная программа – «Примите наши поздравления» обычно появлялась на экранах в дни профессиональных праздников: к примеру, в День металлурга, химика, строителя, работников легкой промышленности и т.д. Она прекратила свое существование в начале 80-х годов.

Как уже говорилось в предыдущем материале, предшествующее десятилетие ознаменовалось строительством нового телевизионного центра в Останкино. В начале 1970 года открылась Концертная студия в этом телецентре. Одной из первых программ цикла, снятой на ее сцене, был «Праздничный вечер в Останкино», прошедший 7 ноября 1971 года с участием мастеров искусств из союзных республик – М. Биешу, Б. Руденко, А. Соловьяненко, М. Магомаева, ансамбля «Гайя», Ю. Гуляева и т.д.

Тогда же вышел в эфир еще один цикл, снятый в Концертной студии, – «Вас приглашает…». Как правило, приглашение на этот вечер следовало от мастеров искусств, поэтов, писателей, ученых, политических деятелей. А открыла цикл Эдита Пьеха вместе со своим ансамблем «Дружба».
Вы думаете, уважаемый читатель, что это все? Нет, страна веселилась по полной программе, и автор займет еще немного журнального пространства, чтобы познакомить вас с частью выдающихся программ тех лет.

Середина семидесятых ознаменовалась появлением нового для советского телевидения слова – «Бенефис». Это был очередной цикл музыкально-развлекательных программ с участием известных всей стране артистов. Для каждой передачи за основу брался сюжет известного литературного произведения, и на его основе писался сценарий под кого-то из бенефициантов. Ими были хорошо известные и любимые телезрителями в семидесятых годах актеры: Савелий Крамаров, Вера Васильева, Сергей Мартинсон, Лариса Голубкина, Людмила Гурченко, Татьяна Доронина. Цикл прекратил существование в начале восьмидесятых годов.

Как ни замалчивали в Советском Союзе само существование зарубежной эстрады, но она-то в реальности существовала! Правда, на советском телевидении была представлена крайне скупо – в основном, всего в двух программах. Одна из них входила в цикл «Мелодии друзей» (длительностью один час), где участвовали исполнители из соцстран и советские артисты.

Ну а вторую программу помнят все без исключения – она, как правило, транслировалась по большим праздникам, да и то, как правило, после полуночи. Советский народ, насытившись «Советским шампанским» и салатом «Оливье», получал лучшие образцы пищи духовной. Речь идет о передаче «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Именно благодаря ей мы познакомились с творчеством Джо Дассена, Кати Ковач, Мирей Матье, Далиды, Рафаэллы Карра, Демиса Руссоса, Джерри Малигена и т.д. Первый выход «Мелодий и ритмов» в эфир состоялся 2 июля 1977 года, а последний был показан 28 октября 1984 года. Всего было выпущено 59 передач.

70_06

В Колонном зале Дома союзов впервые 10 ноября 1971 года состоялся праздничный концерт, посвященный Дню милиции – с этого дня он стал традиционным. Почему-то на этом мероприятии было относительно мало всяческой патриотической «обязаловки», и выступали действительно популярные артисты тех лет.

Валентина ЛеонтьеваВалентина ЛеонтьеваВалентина Леонтьева

 

Суперпроектом, как сейчас принято говорить, тех лет стала передача «От всей души». Первый выход ее в эфир состоялся 13 июля 1972 года. Следует отметить тот факт, что практически вся популярность этой программы целиком принадлежала одному человеку – ведущей Валентине Леонтьевой. Ее действительно знала вся страна, если учесть, что с 4 сентября 1976 года долгое время она вела параллельно программу «Спокойной ночи, малыши!»

Валентина Леонтьева

За цикл передач «От всей души» Валентина Леонтьева была удостоена Государственной премии СССР в 1975 году (а за год до этого ей присвоили звание народной артистки РСФСР). Эта программа просуществовала на ЦТ СССР более 15 лет!

24 февраля 1973 года телезрители увидели первую передачу ЦТ СССР «Очевидное – невероятное». Ее ведущим стал физик по специальности, профессор С.П. Капица. Новая программа была задумана в основном для интеллигенции и студенческой молодежи. Однако Сергей Петрович так замечательно рассказывал о разных необычайных явлениях, что аудитория у «Очевидного – невероятного» оказалась огромной: буквально от школьников до пенсионеров. Правда, дважды за все время существования уже отснятую программу снимали с эфира. Первый раз – в декабре 1979 года, во время ввода советских войск в Афганистан. Тогда была затронута весьма неудобная в данное время историческая аналогия с генералом Шарлем де Голлем, который застрял в свое время в затяжной войне в Алжире, что привело впоследствии к его отставке. Второй раз программу сняли с эфира за выступление в эфире советского академика А. Аганбегяна, который раскритиковал экономическую программу тогдашнего руководителя страны М. Горбачева. В 1994 году из-за отсутствия финансовой поддержки (да и кого в России в то время волновала наука?) передача была закрыта. Вновь стала выходить через два года, но уже продолжительностью всего полчаса. Окончательно была закрыта 2 июня 2012 года. Спустя два месяца С.П. Капица, ее бессменный ведущий, умер.

О следующей популярной телепередаче, полагаю, тоже знают практически все. Впервые она вышла в эфир 4 сентября 1975 года, первым телеведущим был Александр Масляков, а Владимир Ворошилов с первого же выпуска работал на ней в качестве внештатного режиссера. Уже потом он стал главным действующим лицом передачи, оставаясь при этом за кадром. Конечно же, речь идет о программе «Что? Где? Когда?».

Что? где? когда?

Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса перекрикивали друг друга и даже курили, не существовало тогда и поминутного ограничения, каждый играл сам за себя, а не в команде.

24 декабря 1977 года телеигра «Что? Где? Когда?» наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос и ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса. В 1977 году в игре появился ее символ – филин Фомка.

Что? где? когда?

Буквально с первого же выпуска передача стала суперпопулярной у зрителей. Интерес вызывало то, что в программе участвовали совершенно неизвестные люди – студенты, аспиранты, инженеры и прочие интеллектуалы, вся-то заслуга которых заключалась в их эрудиции, начитанности, умении логически мыслить. В итоге сложилась странная ситуация – миллионная зрительская аудитория вместо того, чтобы болеть за команду телезрителей, горячо поддерживала членов клуба.

К сожалению, о некоторых программах мы пока упомянем вскользь, иначе не уложимся в отведенные рамки. Одна из таких программ, которая начиналась песней со словами: «А ну-ка, девушки!», впервые вышла на экраны страны 24 января 1970 года. Так появилась новая одноименная молодежная передача Центрального телевидения, которую вел известный впоследствии шоумен и телеведущий Александр Масляков.

30 декабря 1976 года ЦТ СССР показало первый выпуск эстрадной программы «Шире круг», в которой выступали участники художественной самодеятельности, а не профессиональные артисты. Молодые таланты показывали себя в различных областях эстрадного искусства: в танце и песне, в инструментальной и фольклорной музыке и даже в цирковом жанре. Передача понравилась зрителям, хотя и не имела большого рейтинга. Выходила в эфир в течение четверти века, в начале 2000-х «переехала» с первой программы на канал ТВЦ, где закончила свое существование. На современном телевидении аналогом программы «Шире круг» является «Минута славы».

4 января 1975 года на первой программе ЦТ вышла в эфир новая детская передача «АБВГДейка». По формату — это детская образовательная телевизионная программа для дошкольников и младших школьников. Представляет собой уроки в форме игрового спектакля, в качестве учеников выступают клоуны.

Незатейливая, абсолютно аполитичная передача, но ее ожидала довольно трудная судьба: впервые она была закрыта через два года из-за того, что кто-то усмотрел какие-то намеки в монологах клоунов и сообщил куда следует. Выход в эфир возобновился в 1978 году, но в 1990 году программа вновь была закрыта – теперь по финансовым причинам. Возобновилась в 2000 году на канале ТВЦ, транслируется и сейчас там же.

70_13

15 сентября 1978 года в эфир вышел первый выпуск сатирической музыкальной программы «Вокруг смеха». Ее ведущим был поэт-пародист Александр Александрович Иванов (Сан Саныч). Программа просуществовала до 1991 года и была закрыта после нескольких острот, прозвучавших в эфире в адрес тогдашнего президента СССР М. Горбачева.

Во вступительной части материала уже сказано, что Генеральный секретарь тогдашней Коммунистической партии Советского Союза и по совместительству руководитель страны Л. И. Брежнев был большим любителем спортивных соревнований. Часто было и так, что по его звонку телевизионщики срочно перекраивали уже сформированную сетку вещания, чтобы показать матч с участием его любимой команды ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии). Еще одной его «любовью», помимо хоккея и футбола, являлось фигурное катание. К сожалению, даже в таком далеком от политики виде спорта, как фигурное катание, тоже существовали своего рода ограничения, к примеру, на использование для озвучивания танцевальных программ музыки зарубежных композиторов.

Ну а что же интересного было создано мастерами телевизионного кино, какие художественные фильмы в течение десятилетия появлялись на экранах Центрального телевидения СССР?

Прежде чем ответить на эти вопросы – небольшое вступление. В семидесятые годы довольно широко были распространены многосерийные фильмы (телесериалы, как сейчас принято говорить). Преимущественная их часть была снята на основе романов исторической тематики. Это часто показываемые на экранах ТВ даже в настоящее время «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» по романам писателя А. С. Иванова, «Даурия» по роману К. Седых, «Угрюм-река» по роману писателя В. Шишкова, «Строговы» по роману писателя Г. Маркова и т.д. Особенностью всех названных и им подобных сериалов являлось то, что практически все они строились по одному и тому же шаблону с небольшими вариациями.Во-первых, практически всегда действие происходило в сибирской или дальневосточной глуши в дореволюционное время.

Во-вторых, как правило, в каждом сериале присутствовала так называемая «семейная драма», а чаще всего еще круче – «семейно-сословная»: он богатый, а она простолюдинка.
Ну и понятное дело, до революции простому народу жилось очень плохо, а вот богачи, кулаки и купцы жили припеваючи и угнетали почем зря этот самый простой народ. И только с приходом советской власти все вокруг круто менялось: как правило, брат шел против брата, а сын против отца. И все это во имя светлого будущего, о котором все мечтали.
Happy end!

Надо отметить, что телесериалы тех лет снимались довольно качественно и совсем не напоминали сегодняшнее «мыло» (т.н. «мыльные оперы»). Если бы не идейная составляющая, то в целом это были качественно и добротно снятые картины с хорошим подбором актеров на роли.
Особняком стоят фильмы, снятые на тему роли в жизни страны «руководящей и направляющей» партии – КПСС. Как правило, в этих фильмах (а их было снято в годы «развитого социализма» бесчисленное множество) мудрые и авторитетные секретари парткомов, райкомов, горкомов и обкомов КПСС осаживали разного рода проходимцев, рвачей, тунеядцев и интеллигентов с убеждениями, противоречащими Кодексу строителей коммунизма (был в то время такой). А также ласковыми голосами внушали колхозникам и рабочим, невзирая на временные трудности, ускоренными темпами строить социализм и верить в светлое будущее. Практически все эти телевизионные и обычные фильмы исчезли с началом эпохи перестройки в середине 80-х годов, и сейчас их попросту никто не вспоминает.

И еще одно: как вы помните, ранее уже было сказано о создании в структуре Гостелерадио СССР в 1968 году творческого объединения по созданию телевизионных фильмов «Экран». Во времена своего «расцвета» оно состояло из шести подразделений, в том числе студий художественных и документальных фильмов, мультфильмов, музыкальных программ и т.д.

В рассматриваемый нами период жизни страны ТО «Экран» довольно успешно работало: перечислим только часть телевизионных художественных фильмов, созданных в это время: «Здравствуйте, я ваша тетя!» (в 1975 году), «Двенадцать стульев» (в 1976), «Маленькие трагедии» (в 1979) и т.д. Именно здесь в 1975 году начались съемки знаменитого мультсериала «Приключения кота Леопольда».

70_17

 

Если говорить о фильмах, вызвавших большой интерес зрительской аудитории и резонанс в обществе, то в первую очередь необходимо отметить замечательное кинопроизведение «А зори здесь тихие…» по одноименному роману советского писателя Б. Васильева. Фильм появился в кинотеатрах страны в августе 1972 года, а почти три года спустя был показан по ЦТ (премьеру специально приурочили к 30-летию Победы). Большой интерес телезрителей вызвал также пятисерийный телесериал «Адъютант его превосходительства» с актером Юрием Соломиным в главной роли разведчика Кольцова – его премьера прошла в начале апреля 1970 года. На больших экранах в кинотеатрах фильм появился только в 1972 году.

Ну и еще больший интерес вызвал неплохой по тем временам сериал «Следствие ведут знатоки». «Родителями» этого сериала являются два драматурга: Александр и Ольга Лавровы: в самом конце 60-х они публиковали в «Литературной газете» различные судебные репортажи и приобрели большую популярность. Под аббревиатурой «Знатоки» скрывались следователь ЗНАменский, оперативник ТÓмин и эксперт-криминалист КИбрит. Первая серия («Дело № 1») появилась на экранах страны 14 февраля 1971 года. В каждом фильме раскрывалось одно уголовное дело. Основная часть сериала состоит из 22 фильмов («дел»), выходивших на телеэкраны с 1971 по 1989 год. В 2002 – 2003 годах была предпринята попытка возродить сериал, даже сняты фильмы № 23 и № 24 под общим названием «Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя». Но время этого сериала уже ушло…

Легкий, немного наивный многосерийный телевизионный фильм «Большая перемена» появился на экранах страны в 1972 году. Наверное, большинство читателей журнала его смотрели – о вечерней школе, молодом учителе Несторе Петровиче, о любви и мечтах рабочей молодежи.

В 1975 году пятисерийный приключенческий фильм «Вариант «Омега» приковал внимание советских телезрителей к экранам: еще бы – он был о работе нашей разведки в захваченном Таллине.

«Анискин и Фантомас» (1974), «И снова Анискин» (1978 год), «Как закалялась сталь» (1973), трилогия «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства» (1973 – 1974), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Старая крепость» (1973), «Хождение по мукам» (1977), «Цыган» (1979) – согласитесь, что список телевизионных фильмов десятилетия внушительный, хотя и неполный!

Малоизвестный факт, но в семидесятых годах на ТВ СССР тоже существовала реклама! К примеру, народный артист СССР Василий Меркурьев в паузах межу программами советовал приобрести «второй телевизор в дом» марки «Юность-402», а актер Михаил Светин усиленно рекомендовал кварцевые часы «Чайка». Только зря они все это расхваливали – приобрести подобные товары было непросто. Их время от времени «выбрасывали» на прилавки, но поскольку промышленность не справлялась с диким спросом, то существовал принцип – кто успел, тот и купил. Конечно, ту наивную рекламу не сравнить с тем, что сейчас творится и рекламируется на экранах наших телевизоров.

С обзором телепрограмм, телевизионных фильмов и передач мы закончили. А теперь посмотрим, что происходило в так называемом «околотелевизионном» мире.

В марте 1971 года была запущена программа «Восток». Эта программа позволила жителям Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии, Казахстана, Урала и Западной Сибири смотреть передачи в удобное для них время. До этого, к примеру, телетрансляции из Москвы доходили до Средней Азии с задержкой в несколько часов, и многие из них транслировались после полуночи по местному времени, когда преимущественная часть зрителей уже спала.

Программа 1 «А» («Восток») была сдвинута по времени на три часа раньше, она давала возможность телезрителям Средней Азии смотреть передачи ЦТ СССР в удобное для них время. Тогда же в Средней Азии начались и первые цветные телепередачи.

С 1 января 1976 года Центральное телевидение перешло на круглосуточное вещание. Теперь из Останкинского телецентра стали передавать так называемые «поясные» программы (со сдвигом по времени) по системе космического телевещания «Орбита». Тем самым телезрители Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока получили возможность смотреть передачи из Москвы в удобное для них время.

Во второй половине 70-х годов образована группировка советских спутников серий «Молния», «Радуга», «Экран» и «Горизонт», существенно увеличившая возможность космической телевизионной трансляции. Была создана система «Интерспутник», охватывающая не только СССР и страны Восточной Европы, но и Кубу, Вьетнам, Монголию, а также ряд развивающихся стран.

А с 7 ноября 1977 года (в 60-ю годовщину Великой Октябрьской революции) все программы Центрального телевидения стали передаваться в цвете.

И чуть-чуть статистических данных. В 1975 году телевидение могли смотреть 195 миллионов человек, а к 1980 году – 230 миллионов зрителей. Учитывая возросшую значимость телевидения как средства массовой информации, Совет Министров СССР в 1970 году принял решение о преобразовании «Государственного комитета по телевидению и радиовещанию» в союзно-республиканский «Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию» («Гостелерадио СССР»).

1 января 1973 года вышел первый номер печатного еженедельника «Говорит и показывает Москва» вместо ранее издававшегося еженедельника «Программы телевидения и радиовещания». Журнал увеличенного формата стал выходить тремя выпусками: один — для жителей Москвы и ряда центральных областей, второй – для читателей Поволжья, Урала, Казахстана, Северного Кавказа, республик Средней Азии и Закавказья и третий – для читателей Алтая, Сибири и Дальнего Востока. Тираж его в 1986 году составил свыше миллиона экземпляров. К началу 90-х годов журнал прекратил существование.

К сожалению, советское руководство в самом конце относительно мирного десятилетия приняло решение о вводе военных частей в Афганистан 27 декабря 1979 года. Так началась затяжная кровопролитная война, в которой победителей не будет. А впереди уже замаячило одно из самых тяжелых десятилетий для СССР – восьмидесятые годы. Но об этом – в следующем материале.

 

Василий Гуляев
http://mediasat.info/2015/03/16/soviettv70th/

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

© 2001-2018 «Компания Sat World». Все права защищены.
Порядок использования информации
Создание сайта — веб-мастерская «Хороший проект»

Яндекс цитирования