Космический бюджет России сокращен на 10%

Эксперты рекомендовали отказаться от проектов сверхтяжелой лунной ракеты и постоянно обитаемой орбитальной станции.

Финансирование космической отрасли в 2015 г. сокращено на 10%, сообщил во вторник директор Центра координации преобразований ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК) Григорий Хворостянов.

«Требования правительства — снизить на 2015 г. общий бюджет программ космической деятельности на 10% в рамках секвестра бюджета», — сказал Хворостянов на совместном заседании Экспертного совета при коллегии ВПК и комитета ТПП по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России. По его оценке, такое снижение «серьезно ухудшит экономическое положение предприятий», уменьшение бюджета приведет к росту кредитной заложенности предприятий и может поставить под угрозу «само существование промышленной основы космической деятельности».
Он отметил, что в данных условиях решение об объединении ОРКК и Роскосмоса и создании на их базе госкорпорации является «политическим решением». В ухудшившейся экономической ситуации было недопустимо, чтобы «две организационные структуры конкурировали за рычаги управления». По его мнению, создание космической госкорпорации — «это пожарная мера», предназначенная для экономии времени, ресурсов.

Как поменять стратегию
Во вторник также опубликован отчет о перспективах российской пилотируемой космонавтики экспертного совета при председателе коллегии Военно-промышленной комиссии. Эксперты предлагают кардинально скорректировать стратегию в этой области. Вместо половинчатых усилий по нескольким проектам («Луна-Орбита», лунная орбитальная станция, перспективная пилотируемая орбитальная инфраструктура, лунная база) лучше сфокусировать усилия на одной задаче и довести ее до конца в обозримые сроки», — говорится в материалах .

«Если страна решится на лунную программу, то оправдан выбор в качестве основного направления пилотируемой космонавтики — лунной базы, отказ от затратных второстепенных проектов», — говорится в материалах. Вместо перспективной пилотируемой орбитальной инфраструктуры можно рассмотреть идею создания «небольшой целевой посещаемой орбитальной станции». Главный критерий — обоснованность научно-производственных или оборонных задач, решаемых станцией, поскольку вопросы государственного престижа в 21 веке низкоорбитальные станции уже не решают, говорится в материалах.

Авторы считают, что такая перспективная лунная программа возможна без ракеты типа советской «Энергии» или американского «Сатурна-5», соответственно «сверхтяжелый носитель не является незаменимым».
Эксперты констатируют, что «отечественные средства выведения теряют коммерческую привлекательность в связи с появлением недорогих американских носителей, ожидаемым выходом на рынок китайских ракет, моральным износом эксплуатируемых на данный момент носителей».

По их оценке, перспективу имеют только легкие носители «Союз-2.1в» и «Ангара-1.2» как замена конверсионным ракетам и «Ангара-А5» — как замена «Протона-М». «Модернизация ракет “Протон-М” осложняется использованием токсичного топлива и расположением стартовой площадки за пределами России. Будущее российско-украинских ракет “Зенит” под вопросом из-за политических проблем. Эксплуатация конверсионных ракет “Днепр” и “Рокот” прекратится после истощения запасов баллистических ракет,» — отмечают эксперты.

При этом «Ангара-А5» значительно дороже «Протона-М». Решение создавать новый керосиновый разгонный блок необоснованно с учетом наличия блоков ДМ.

Эксперты полагают, что «необходимо интенсифицировать работы по кислородно-водородному разгонному блоку, что также имеет прикладной смысл в рамках программы оздоровления Государственного космического научно-производственного центра им.Хруничева».

 

http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/01/27/kosmicheskij-byudzhet-rossii-sokratitsya-na-10

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.