О проблемах замены цифровых ТВ-стандартов

РТРСПереход на новый вещательный цифровой стандарт DVB-T2, который стартовал в марте этого года, вызвал волну критики со стороны кабельных операторов и производителей телевизионных приставок. О том, как получилось, что ряд абонентов оказались лишены возможности принимать сигнал в новом формате, и как решить эту проблему, в интервью «Ъ» рассказал гендиректор ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) АНДРЕЙ РОМАНЧЕНКО.

— Почему в процессе реализации ФЦП «Развитие цифрового телерадиовещания на 2009-2015 годы» было принято решение о смене стандарта с DVB-T на DVB-T2?

— Все просто: нам повезло. Россия оказалась в уникальной ситуации. Во многих других странах, где переход на цифровое вещание начался в конце 1090-х — начале 2000-х годов, наши западные коллеги прошли несколько ступеней: сначала внедряли цифровое телевидение в стандарте DVB-T с форматом сжатия MPEG-2, потом переводили сети на формат MPEG-4, сейчас — в массовом порядке на DVB-T2. Восемь стран уже запустили вещание в DVB-T2, 10 переходят, 28 приняли стандарт и сейчас разрабатывают план перехода на него. Мы смогли в момент написания программы поменять MPEG-2 на MPEG-4, а в начальный период исполнения одобрить переход на DVB-T2. Сейчас по большому счету сложности прогнозируются только в регионах первой очереди (Дальний Восток) и в опытных зонах (Калининградская и Курская области, Москва и Санкт-Петербург). В 27 регионах, где по ФЦП строительство должно было начаться в 2011 году, сразу внедряется новый стандарт.

Может возникнуть вопрос: не получится ли так, что через какое-то время нам придется переходить на DVB-T3, DVB-T4 и так далее? По законам физики — нет. Более высокой скорости передачи информации в единице спектра, чем в DVB-T2, быть не может даже теоретически. При утвержденных настройках у стандарта DVB-T скорость потока 22 Мбит/с, а у DVB-T2 — 33 Мбит/с. То есть DVB-T2 позволяет передавать большее количество каналов на одной частоте, чем было. Например, нам понадобилось место в первом мультиплексе для общественного телевидения. В DVB-T найти его было невозможно. Кроме того, если слишком ужать информационную скорость на телеканал (например, использовать вместо 2,4 Мбит/с 1,8), могут возникнуть дефекты картинки. За счет увеличения скорости в рамках мультиплекса есть возможность предоставлять дополнительные услуги: оповещение о чрезвычайных ситуациях, доступ к электронному правительству, электронные программные гиды, телеголосование и многое другое.

— Решение о переходе на DVB-T2 было принято в сентябре прошлого года. Как вышло, что в марте, когда включили новый стандарт в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, в продаже практически не было устройств, поддерживающих его? В феврале представители Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ) жаловались, что, например, Samsung в Калуге продолжает производить телевизоры с поддержкой старого стандарта. Они продаются в магазинах, никто не предупреждает покупателей, что через год-два они не смогут принимать эфирное ТВ.

— На кого жаловалась АРПАТ? На себя? Им надо было заниматься своей работой — с сентября прошлого года оповестить всех производителей, которые работают в России, о смене стандарта. Вместо этого они ждали до февраля, а потом стали жаловаться. Также необходимо отметить, что Samsung уже заключил с нами соглашение, наладил собственное производство телевизоров DVB-T2 и в ближайшее время выпустит их в продажу.

По разным оценкам, в стране 70-90 млн телевизоров. Темпы замены — примерно 7 млн телевизоров в год. Фактически за десять лет парк телевизоров полностью меняется. Если вы купили телевизор в стандарте DVB-T, никто не мешает купить приставку DVB-T2.

— Могу поспорить. Мой знакомый купил телевизор DVB-T примерно за 50 тыс. руб. и был неприятно удивлен, когда выяснилось, что это устаревшая модель.

— Но и в таком случае есть технические решения. Перепрограммировать ТВ-приемник на новый стандарт вещания нельзя. Но всегда есть возможность установки цифровой приставки. Использование кабеля HDMI позволяет вынести приставку на расстояние до 15 м от места установки телевизора. А использование универсальных пультов дистанционного управления (при необходимости с радиоудлинителями) решает вопрос простоты в управлении.

Если появится новая востребованная услуга, а мы считаем, что 20 ТВ-каналов в хорошем качестве без абонентской платы — это востребованная услуга, люди потратятся. Если говорить вообще о развитии технологического процесса, вспомните, что происходило с интернетом. Сначала все покупали модемы с поддержкой dial-up, потом для выделенного подключения по меди, потом для оптоволокна, потом Wi-Fi, Wimax-модемы. То же с мобильными телефонами. За 20 лет сменилось несколько технологий. Люди за свои деньги меняли оборудование, чтобы получать новую услугу. При этом речь шла о платной услуге в отличие от бесплатного ТВ. Это нормальный рыночный процесс. В 1991 году в Советском Союзе я открывал первую FM-станцию. FM-приемников на тот момент на рынке практически не было. На меня смотрели как на сумасшедшего. Но рынок насытился примерно за три-пять лет.

— Но у ФЦП все-таки в первую очередь социальная миссия.

— Совершенно верно. Одна из главных задач ФЦП — это решение проблемы цифрового неравенства. 20 ТВ-каналов, или так называемый московский стандарт, должны быть доступны для всех жителей России.

При этом мы понимаем, что приобретение абонентских приставок для определенного количества семей недоступная роскошь.

В других странах на завершающем этапе перехода с аналога на цифру осуществлялась государственная поддержка социально незащищенных слоев населения. У нас тоже озабочены этой темой. Региональные власти интересуются производством оборудования, закладывают в планы возможность либо раздачи приставок, либо выделения какой-то компенсации на их покупку для ветеранов, малообеспеченных слоев населения.

— Но, например, в Москве вы оставили параллельное вещание и в DVB-T, и в DVB-T2. Планируете ли сделать то же в других регионах?

— В Москве есть такая возможность, есть свободная частота, на которой можно вещать в DVB-T. В Санкт-Петербурге и Казани такой возможности нет.

— Некоторые участники рынка предполагали, что более быстрое внедрение DVB-T2, чем это предполагалось вначале, связано с неудачными запусками ТВ-спутников — новый стандарт требует меньше спутниковой емкости.

— Эти вещи никак не связаны. Хотя стандарт DVB-T2 позволяет использовать различные режимы и нарезать вещательный поток таким образом, чтобы определенные каналы поднимать повторно на спутник, а какие-то — нет. В стандарте DVB-T федеральная версия должна была раздаваться на все столицы субъектов РФ, там она модифицировалась с учетом регионального контента и рекламы и опять поднималась на спутник всем потоком. То есть емкостей на спутнике нужно было действительно больше.

— Во сколько обойдется перевод тех регионов, где уже запущен DVB-T, на новый стандарт? Запуск этого стандарта как-то повлияет на бюджет ФЦП?

— На бюджетные средства не повлияет никак. Мы прорабатывали этот вопрос еще до того, как представить предложение на правительственную комиссию. В основном при развитии сетей ЦТВ использовались передатчики, которые можно перевести на новый стандарт вещания программным образом, или, другими словами, без необходимости модификации аппаратной составляющей.

— Почему приставка «Дженерал Сателайт», единственная доступная сейчас в продаже и поддерживающая DVB-T2, рекламировалась на сайте РТРС?

— Мы и дальше будем делать эти ссылки. Мы находимся в тесном контакте с большинством производителей ТВ-приемников и абонентских устройств. Например, недавно нас проинформировали, что Philips выпускает партию первых ТВ-приемников DVB-T2. Действительно, у наших юристов возник вопрос: является это рекламой или нет? Сейчас этот вопрос прорабатывается. По ФЦП мы отвечаем еще за информационно-разъяснительную кампанию. К концу апреля запустим информационный портал РТРС.рф и централизованную горячую линию 8-800-220-20-02. С моей точки зрения, все оборудование с поддержкой DVB-T2, которое будет производиться в России, должно указываться на сайте. Коль скоро у нас «Дженерал Сателайт» оказалась первой, кто был в состоянии произвести эту приставку, она первой и появилась. В ближайшее время производство абонентских приставок будет запущено на ряде российских предприятий, информация об их продукции также появится на нашем сайте, по крайней мере виды оборудования и адреса розничных сетей.

— Много споров ведется и вокруг системы адресного управления (САУ). Почему РТРС хочет ее внедрить?

— В сентябре правительственная комиссия поручила нам вместе с Минкомсвязи создать опытные зоны для того, чтобы протестировать САУ в целях гражданской обороны, оповещения о чрезвычайных ситуациях и возможности интегрировать услуги электронного правительства в телевизионный сигнал. Мы создали две опытные зоны с МЧС в Санкт-Петербурге и Курской области и еще восемь вместе с «Ростелекомом» (основной исполнитель по программе «Электронное правительство».— «Ъ»).

В советское время была система оповещения, основанная на проводной радиосети, но за последние 20 лет она фактически развалилась. Существуют системы оповещения по радио, телевидению, но они накрывают очень большие территории. Вспомните ситуацию с катастрофой на станции «Фукусима» в Японии. Была некоторая опасность для регионов Дальнего Востока, Приморья и Хабаровска, но оповещение велось на очень широкие территории, и весь Урал начал скупать йод, несмотря на то что там опасности не было. САУ дает возможность оповещать граждан с точностью до улицы, дома, подъезда. Например, можно сказать гражданам, чтобы они не выходили из подъезда, потому что прорвало трубу горячей воды и это небезопасно.

Электронное правительство обычно ассоциируется с интернетом, но оно может существовать и в составе телевизионного сигнала. В рамках сигнала первого мультиплекса возможно передать на ТВ-приемник различную, в том числе персонализированную информацию. Человек с помощью телевизионного пульта сможет посмотреть адреса ближайших аптек или отделений ГИБДД, график работы поликлиник. Если организовать обратный канал, например, через сети GSM, Wi-Fi или Wimax, информация станет интерактивной. Можно не только смотреть, но и пользоваться ею. Например, запрашивать размер задолженности за услуги ЖКХ или неоплаченные штрафы в ГИБДД.

— Зачем делать систему оповещения и доступ к электронному правительству через телевизор, если существует много альтернативных вариантов?

— В США существуют четыре параллельные системы оповещения на разные случаи жизни. Говорить о том, что одной системы будет достаточно, неправильно. Введение САУ не требует дополнительного бюджетного финансирования. Сейчас говорят, что эта система в разы увеличит стоимость клиентского оборудования, но это неправда. По нашим подсчетам, введение системы увеличит стоимость приставки примерно на 180 руб., а телевизора — на 750 руб.

— Но зато владельцы телевизоров и приставок, не поддерживающих САУ, не смогут смотреть эфирное ТВ.

— Важно принять решение о внедрении САУ оперативно. Сейчас идет процесс замены приемного оборудования на стандарт DVB-T2. Разумно совместить замену приемного оборудования на устройства, которые поддерживают и САУ, и стандарт DVB-T2. Мы ведем переговоры со всеми основными вещателями, рекламными агентствами, Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ).

Без САУ зрители получат 20 каналов в свободном доступе, но это будет обыкновенное потоковое телевидение, к которому мы привыкли. САУ является основой оказания не только социально значимых услуг, при ее использовании появляются дополнительные возможности и для вещателей. Список новых услуг включает и расширенный электронный гид (EPG), возможность персонализированного оповещения. Также можно внедрить услугу push video, когда телезрителю будет предоставлена возможность просмотра в любое удобное время, например, пяти фильмов в неделю. Через неделю аппаратным способом эти фильмы стираются и заменяются на новые. В дополнение эта система дает доступ к новому виду услуг, который называется HBB (hybrid broadcast broadband, гибрид телевидения и интернета). Сейчас на Западе данный тип услуги очень активно развивается. На последней технической ассамблее Европейского вещательного союза HBB приняли 25 крупнейших вещательных компаний Европы. Возможно предоставление и video on demand (видео по запросу), но для этого потребуется очень хороший обратный канал.

Еще одной важной задачей САУ является стандартизация абонентских приставок, используемых в сети РТРС. Это позволит не только развивать новые услуги, но и фактически не допустить распространения некачественных приставок производства некоторых азиатских стран. Экономический эффект от внедрения цифрового ТВ получит прежде всего российская радиоэлектронная промышленность.

— Кто-то из вещателей высказывал заинтересованность в наличии таких дополнительных функций?

— Мы сейчас как раз занимаемся ознакомлением вещателей с новыми возможностями. Окончательно сформулировать оферту мы смогли только в конце марта — после проведения всех технических испытаний.

— Против САУ публично выступила Ассоциация кабельного телевидения России. По ее мнению, введение САУ превратит РТРС в конкурента операторов платного телевидения.

— В ФЦП РТРС отвечает за строительство первого и второго мультиплексов. В них должно оказаться не менее 20 каналов в свободном доступе. Кабельщики в свое время развивались в основном на контенте крупных эфирных каналов, которые либо вошли в первый мультиплекс, либо будут во втором. То, что операторы называют базовой, или социальной услугой, которая включает 12-20 ТВ-каналов, обходится абонентам в сумму от 50 до 120 руб. в месяц. РТРС же будет предоставлять доступ к 20 каналам в цифровом стандарте полностью бесплатно. Соответственно, у абонентов может возникнуть закономерный вопрос к операторам кабельного ТВ: зачем им платить за услугу, которая существует бесплатно в эфире, и куда делась их коллективная антенна, чтобы принимать эту услугу? В этом смысле мы будем конкурировать с кабельщиками.

— Сейчас половина домохозяйств в России — это абоненты кабельных, спутниковых и других операторов платного ТВ. РТРС ставит перед собой задачу увеличения доли эфирного ТВ?

— Мы говорим о задачах, поставленных перед предприятием в рамках ФЦП: запустить два мультиплекса с охватом не менее 95% населения России. На момент написания программы одним каналом было охвачено 98,8%, двумя — 96,7%, пятью — 33% населения. То есть у трети жителей России было не более чем пять телевизионных каналов. Сейчас цифровое ТВ работает в 40 субъектах РФ, где проживают примерно те же 30% населения страны. То есть с 2010 года мы уже добились того, что у трети населения не пять, а как минимум восемь каналов. С включением регионального и общественного каналов их количество вырастет до 10, а после запуска второго мультиплекса — до 20. Обеспечить это — основная задача предприятия.

— Когда может быть принято окончательное решение о САУ?

— Его будет принимать правительственная комиссия. Наше тестирование в Санкт-Петербурге и Курске закончилось, были получены положительные результаты. Тестирование с «Ростелекомом» еще продолжается.

— Если ее все-таки примут, какое время, по вашим оценкам, потребуется на интеграцию САУ в приставки и телевизоры? Не получится ли так, что в момент включения зашифрованного сигнала ни у кого не будет оборудования, способного его принимать, как это было с DVB-T2?

— С сентября прошлого года мы ведем переговоры с производителями. У нас есть список из 20 компаний, готовых интегрировать систему. Это около 90% всего объема рынка ТВ-приставок и около 70% — телевизоров. Это ключевые производители телевизионного оборудования, имеющие заводы на территории России,— Samsung, Philips, Sharp, Panasonic.

Еще раз напомню, что аналоговое ТВ в ближайшее время никто отключать не собирается. Оно будет осуществляться параллельно цифровому. В любом случае, пока у нас не будет насыщения рынка приставками и телевизорами, аналоговое вещание отключаться не будет, за исключением 300 км в приграничной зоне, где у нас есть обязательства выключить его по соглашению с Международным союзом электросвязи.

— Когда может состояться конкурс на место во втором мультиплексе? По ФЦП его строительство должно начаться в конце этого года и на деньги участников.

— Это вопрос к Роскомнадзору и Минкомсвязи. Мы надеемся, что он произойдет летом. Оттягивать нельзя, иначе мы сами для себя сокращаем сроки строительства мультиплекса.

Мы неоднократно собирали потенциальных участников второго мультиплекса. Это примерно 20 вещателей. Обсуждали с ними идеологию строительства, она будет отличаться от первого мультиплекса, который строился от пограничных регионов к центру страны. Второй мультиплекс будет строиться на внебюджетные средства, речь идет о кредитных, лизинговых схемах, конкретный вариант будет обсуждаться с победителями после проведения конкурса. Но уже ясно, что он будет строиться от крупных городов, которые в первую очередь привлекательны рекламодателям, к малым. У нас есть списки рекламно привлекательных городов от разных каналов. Когда мы их свели, получилось 174 города. Мы уже готовим по ним технологическое предложение.

 

Интервью взяла Анна Балашова.

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.