Движение в сторону IPTV: впечатления из России

IPTVУ каждого из нас есть знакомые, которые заявляют "я больше не смотрю телевизор" - количество таких людей растет, и можно говорить о целом поколении молодых, отказывающихся от традиционного ТВ в пользу просмотра видеоконтента в онлайне. В мировой телеиндустрии – это ощутимая тенденция, но в России она вызывает особый вопрос: если телекомпаниям придется бороться за выживание и многие не смогут остаться "в эфире", кто будет производить контент для IPTV?

Недавно я был гостем крупной российской международной телекоммуникационной выставки "Связь–Экспокомм 2012", и меня нисколько не удивило, что интернет-телевидение, IPTV, было основной темой дискуссий среди ее участников. Наверно, не стоит удивляться, что многие российские медиакомпании и профессионалы телебизнеса интересуются IPTV и думают о том, как его лучше монетизировать.

Такие телекоммуникационные компании, как МТС и "Билайн", уже запустили свои IPTV-порталы, которые можно просматривать через телевизор, подключенный к Интернету, или через ноутбук. И они конкурируют с производителями техники, например с такими как LG, кто первый запустит собственные IPTV-приложения для интернет-телевизоров, позволяющие смотреть видеоконтент без ограничений со стороны телеканалов. Более того, все основные провайдеры платного телевидения, такие как "НТВ Плюс", тоже стремятся не опоздать на этот поезд – они активно предоставляют дополнительные видеоуслуги, доступные через устройства приема сигнала или кабельные сети.

Наверное, это и не удивительно, но единственный и основной игрок телебизнеса, который пока не увлечен идеей IPTV, – это сами телекомпании. Если быть совсем откровенным, я подозреваю, что некоторые из них знают мало или совсем ничего не знают об IPTV. Это может вызывать как озабоченность, так и непонимание. По всей видимости, телевещательные компании не совсем осознают, что находятся у края пропасти, и прямо сейчас необходимо принимать быстрые и четкие решения, чтобы туда не свалиться.

Во всем мире идея IPTV вызывает у телеканалов панику, и лишь немногие проявляют энтузиазм, чтобы эту идею развивать. Ситуацию можно сравнить с той, с которой когда-то столкнулась музыкальная индустрия: мы все слушали музыку на компакт-дисках, а потом мы стали ее скачивать через Интернет, в итоге мы стали слушать музыку на устройствах с доступом в Интернет. И тогда мы перестали платить за нее. У телевидения сейчас похожие перспективы. У телекомпаний много расходов - быть "в эфире" дорогого стоит, включая необходимость платить за лицензию на вещание, но они стремительно теряют аудиторию, уступая Интернету, что означает уменьшение доходов.

Реальность такова, что совсем немногие потребители телепродукта предпочтут традиционный телеканал, когда они могут смотреть любой видеоконтент в удобное время и делать это бесплатно. Добавьте к этому тематический контент (например, про серфинг, моду, танцевальную музыку и т.д.) и вы ясно увидите перспективу критического уменьшения телеаудитории. И нигде это так не актуально, как в России, где потребитель умело ищет и находит бесплатный контент – законно или не совсем. Телевизор, подключенный к Интернету, предполагает возможность просмотра контента со всего мира в нужное время. В принципе, это происходило уже многие годы, но только сейчас это можно делать на большом экране дома (прилагая при этом не больше усилий, чем для поиска тапочек).

Пока сложно себе представить, как российские телекомпании ответят на этот вызов. Из-за специфики российского телерынка основную долю местного видеоконтента производят сами телевещатели. Сравните это с Европой и США, где большая часть контента производится независимыми продакшн-компаниями. Таким образом ясно, что потеря телевещателя в этом случае приведет к отсутствию и самого видеоконтента. Конечно, иностранные фильмы вроде Desperate Housewives, Top Gear и Heroes всегда будут популярными – но что станет с местным рынком телепродукции?

Сейчас видеоконтент, который можно увидеть на порталах, например, "Билайна" и "НТВ Плюс", - это микс иностранной видеопродукции и программ от российских телекомпаний – в нем мало и совсем нет программ, произведенных специально для вещания через IPTV. Так кто же будет создавать такой контент в будущем? Что же, ответ может оказаться еще одним сюрпризом.

Вспомним, что сейчас рынок IPTV не подлежит регулированию – он так же свободен, как и Интернет. Тогда что будет препятствовать иностранному телевещателю создать телеканал на русском языке из-за границы? Звучит неправдоподобно? Тогда стоит вспомнить, что российская телеаудитория генерирует около $8 млрд доходов от рекламы ежегодно – звучит весьма привлекательно для некоторых из ведущих мировых телекомпаний, которые будут не прочь претендовать на кусок большого российского рекламного пирога. А как Роскомнадзор сможет контролировать канал, который не имеет официального присутствия на территории России? Помимо блокирования интернет-трафика органы регулирования и контроля мало что могут сделать, чтобы заблокировать получение видеоконтента из-за границы. И даже если они что-то такое придумают, нет сомнений, что зрители найдут способ эти препоны обойти. Вот такие вызовы стоят перед лицом телекоммуникационных регуляторов, но, учитывая то, что российские телекомпании держат голову в песке, может быть, Россия и не проснется вовремя и не ответит на этот вызов, пока не станет уже поздно.

 

http://www.comnews.ru/node/66489

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.