Невостребованная телечеткость

Телевидение высокой четкостиВ России как будто бы все готово к буму телевидения высокой четкости (HDTV): поддерживающие его телеприемники продаются миллионами, а пакеты HD-каналов к началу второго полугодия 2012 г. подписчикам предлагали все крупные операторы платного ТВ. Не готовы оказались только сами абоненты: для них HDTV по-прежнему дорогая, не всегда доступная и не очень нужная в хозяйстве игрушка.

От обычного телевидения HDTV отличается большим количеством точек, из которых состоит изображение на экране телевизора. Если, например, в стандарте PAL, принятом в большинстве европейских стран, разрешение картинки составляет 720 × 576 точек, то в HDTV — 1280 × 720 или 1920 × 1080, этим и объясняется высокая четкость изображения. При просмотре футбольного матча, к примеру, она позволяет рассмотреть не только летящий по полю мяч и лица футболистов, но едва ли не каждую травинку на газоне.

С телевизорами, поддерживающими HD-формат, в России проблем нет. По данным аналитического агентства Telecomdaily, только в 2011 г. в России было продано около 7,5 млн таких устройств. В прошлом году «М.видео» продала более 1 млн Full HD-телевизоров, в первой половине 2012 г. — более 500 000, рассказывает представитель торговой сети Антон Пантелеев. В общем ассортименте телевизоров они занимают более 85%, говорит он. В продажах Media Markt HD-телевизоры составляют 75%, производители сокращают долю телеприемников с меньшим разрешением, соответственно увеличивая долю HD, говорит представитель ритейлера Анна Трофимова.

Найти в продаже телевизор с обычным качеством картинки становится уже нелегко: на рынке доминируют модели Full HD и HD Ready (поддерживают НD-формат более низкого разрешения), согласен Виталий Свистунов, менеджер по развитию Smart TV в LG Electronics. Причем количество HD Ready-телевизоров тоже существенно сокращается, отмечает он. С июня 2011 г. по июнь 2012 г. доля Full HD-телевизоров в продажах выросла почти на 10% и сейчас они занимают около 75% от всех моделей, присутствующих на российском рынке, оценивает Свистунов.

О росте популярности телеприемников, поддерживающих формат Full HD, говорит и гендиректор медиасервиса «Стрим» Инна Шалыто. С конца 2011 г. на рынке телевизоров для гостиной комнаты не осталось устройств, не поддерживающих HD, отмечает она. Даже экраны подавляющего большинства современных смартфонов выполнены в HD-разрешении, поддерживают этот формат и все планшетники.

Рынок видеоустройств и видеоконтента стандартного разрешения сейчас поддерживается DVD-носителями, говорит Шалыто. Но на Западе DVD стремительно уступают позиции дискам Blu-Ray. В США это самый быстрорастущий сегмент медианосителей: за последние три года их продажи ежегодно растут в среднем в 4 раза, рассказывает Шалыто. В России проникновение Blu-Ray не такое высокое, однако умные телевизоры Smart TV и прочие цифровые устройства дают российскому пользователю доступ к HD-контенту, отмечает она. По ее оценке, 60% HD-контента пользователи смотрят на телевизорах, 25% — на компьютерах и 10% — на планшетниках.

С 1 августа 2011 г. крупнейший в России оператор платного телевидения Национальная спутниковая компания («Триколор ТВ») начала коммерческое вещание 25 HD-каналов на европейской территории России. Подписка на пакет, в который входят также более 120 каналов стандартной четкости, обходится абоненту всего в 900 руб. в год (т. е. 75 руб. в месяц). Это при том, что конкуренты «Триколора» в конце июля 2012 г. предлагали пакеты из 1-18 каналов за 99-549 руб. в месяц. В качестве одной из причин такого ценового разрыва представители компании называли значительные скидки, предоставляемые телеканалами с учетом большой аудитории оператора.

В тестовом режиме «Триколор ТВ» начал вещание 1 апреля 2012 г. К концу июля ему удалось подключить 25 000 подписчиков, говорил гендиректор компании Александр Макаров. А к началу сентября, по данным «Триколора», у него было уже 100 000 платных пользователей HDTV. К концу года Макаров планирует подключить к высокочеткому изображению 1,2 млн пользователей, а еще через два года их может быть уже 7 млн, причем в большинстве своем это будут новые подписчики, рассчитывает он. Представитель спутникового оператора «Орион-экспресс» Михаил Дубровский в этом сомневается. Взимая с подписчиков минимальную плату — 900 руб. в год, «Триколор» должен будет сохранять достаточно высокую стоимость абонентского оборудования, что неминуемо будет тормозить темпы подключений, рассуждает Дубровский.

Успехи других операторов (не относящихся к классу дискаунтеров) в сегменте HDTV пока скромнее. По оценке Telecomdaily, на начало второго полугодия 2012 г. в России насчитывалось около 200 000 подписчиков телевидения высокой четкости. Еще 400 000-600 000 посещали интернет-сервисы с видеостримингом, подсчитал менеджер одного из операторов платного ТВ.

К основным факторам, тормозящим продвижение HD-услуг на российском рынке, относится недостаточность информационно-просветительской программы, которая разъясняла бы людям, что такое HD и чем оно отличается от обычных стандартов вещания, сетует представитель мультисервисного оператора «Акадо» Денис Рычка. Также, по его мнению, на пути распространения HDTV стоит непритязательность массового потребителя, легко мирящегося с невысоким качеством телекартинки и звука (особенно в регионах). Привычку «качественного» ТВ-просмотра приходится формировать практически с нуля, констатирует Рычка.

«Ростелеком» предлагает подписчикам услуги «Интерактивное ТВ» 15 HD-каналов за 395 руб. в месяц. За количеством таких каналов оператор принципиально не гонится, говорит его представитель, тем более что ресиверы для приема HD-сигнала стоят дороже, чем стандартного. Кроме того, в фиксированных сетях доступ к HDTV зачастую ограничен техническими возможностями — «Ростелеком», к примеру, может подать HD-сигнал только на 10% территории охвата сети. Цифровое HD-телевидение пока доступно в основном в крупных населенных пунктах, признает Свистунов.

Рыночная стоимость оборудования для подключения «Телекарты» (один из брендов «Орион-экспресса») в формате HD — 5000-6000 руб., это почти в 2 раза дешевле розничной стоимости оборудования для подключения к «Триколор ТВ», возражает Дубровский. HDTV можно смотреть по цене от 600 руб. в год, или за 2 руб. в день, говорит он. Подключиться к «Континент ТВ» (второй бренд «Ориона») можно за те же 5000-6000 руб., HD-каналы доступны в базовом пакете стоимостью от 199 руб. в месяц, рассказывает Дубровский.

Впрочем, гендиректор производителя HD-контента 1ТВЧ Николай Орлов доволен темпами роста рынка — за полгода количество подписчиков на каналы этой компании выросло в 4 раза. По-настоящему массовым HDTV станет, когда вещать с высокой четкостью начнут федеральные каналы, прогнозирует он.


Валерий Кодачигов
Ведомости

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.