Многие любители домашних кинотеатров уже знакомы с DTS:X. Это конкурирующий с Dolby Atmos формат, который обеспечивает великолепный 3D-звук в фильмах и сериалах. Какая разница между DTS:X и Dolby Atmos? Чем отличается Dolby Atmos от DTS:X 3D? Какой формат популярнее? На эти и другие вопросы попытаемся дать ответ в этой статье.
Dolby Atmos и DTS:X. Что лучше?
В домашних кинотеатрах, помимо лидера Dolby Atmos и занявшего второе место DTS:X, в качестве формата 3D-звука существует также и Auro 3D. У всех трех есть одно общее. Они позволяют использовать объектно-ориентированный звук. Это то, что особенно важно при мастеринге или сведении, то есть при производстве видеоконтента.
В конечном счете, звукорежиссеры могут создавать «звуковые объекты», например, шум вертолета или звук выстрела, более свободно распространяющийся в помещении. При этом не обязательно быть жестко привязанным к одному или нескольким динамикам в системе 5.1 или 7.1. Есть также преимущества и при воспроизведении.
Теоретически не имеет значения, какую использовать 3D-аудиосистему: 7.1.4 или 11.2.4 и т. д. Благодаря объектно-ориентированному микшированию пространство всегда должно быть полностью использовано. Кроме того, в отличие от своих предшественников, таких как Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, форматы 3D-звука также позволяют звуку исходить сверху.
Этого можно добиться, используя потолочные громкоговорители, которые часто встраиваются в саундбары премиум-класса. Они предназначены для отражения звука от потолка до посадочного места. Насколько хорошо это работает, зависит не только от комнаты, но и от соответствующей звуковой панели. В конечном счете, «настоящие» потолочные громкоговорители, конечно, лучше, но они и более сложны в установке.
Еще одно преимущество Dolby Atmos и DTS:X в том, что можно использовать не только потолочные динамики, но и гораздо более крупные системы с большим количеством динамиков. Это означает, что потребитель выходит за рамки Dolby Digital, DTS и вышеупомянутых Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio.
Обозначение звука 3D
Ни DTS:X, ни Dolby Atmos не являются новыми звуковыми форматами. Скорее, они по-прежнему основаны на существующих форматах, таких как DTS-HD Master Audio без потерь и Dolby TrueHD в области Ultra HD Blu-ray. Просто они расширяют эти форматы, включив в них объектно-ориентированные метаданные.
Последние размещают упомянутые звуковые объекты в комнате, чтобы динамики могли правильно их воспроизводить, даже если вы используете звук 9.1.4 или аналогичные системы. В классической стереосистеме есть два звуковых канала. Следовательно, такую систему также называют структурой 2.0.
Если добавить сабвуфер, то получится система 2.1. Первая цифра обозначает два динамика (левый и правый), цифра «1» после точки обозначает сабвуфер. Если мы перейдем к объемному звуку, может получиться система 5.1. Есть пять «обычных» динамиков (передний левый, передний правый, центральный, задний левый, задний правый) плюс сабвуфер.
Пока все хорошо, но что означает цифра 2 в системе 5.1.2? Последняя цифра обозначает количество высотных каналов, то есть потолочных динамиков или динамиков с повышающим звучанием. Например, в системе 5.1.2 будет два высотных канала. В системе 9.1.4 будет четыре высотных канала.
Сколько динамиков надо в DTS:X для большего погружения
Одно из преимуществ DTS:X перед DTS-Master Audio или Dolby TrueHD, что этот звуковой формат, по сути, делает потребителя «готовым к звуку будущего». Кстати, это касается и Dolby Atmos. К примеру, звуковая дорожка, закодированная как DTS-HD Master Audio 5.1, точно соответствует структуре 5.1. Если вы использовать систему 7.1, то боковые динамики будут молчать.
Можно, конечно, микшировать звук, но это никогда не работает идеально. Однако если звуковая дорожка доступна в формате DTS:X, то, как уже объяснялось, она смешана на основе объектов. Поэтому не имеет значения, используете ли вы систему 5.1, 7.1.2 или 11.1.4. Во всех перечисленных случаях саундтрек будут воспроизводить все динамики.
Это не только облегчит инженерам студии звукозаписи возможность учета различных конфигураций. Это станет преимуществом после того, как потребитель преобразует свою систему. С DTS:X sound можно быть уверенным, что объемный звук будет использован в полной мере. Также стоит отметить, что некоторые AV-ресиверы и звуковые панели рекламируют технологии DTS Virtual: X или Dolby Atmos Height Virtualization.
По сути, это программные трюки, позволяющие имитировать дополнительные каналы в родном саундтреке 5.1 и, таким образом, также активировать каналы высоты. Однако программному обеспечению приходится «оценивать» результаты в зависимости от шаблона. Иногда результат оказывается удивительно хорошим, а иногда и довольно странными. Родной 3D-звук явно предпочтительнее.
DTS:X и Dolby Atmos — отличия
Однако у DTS:X есть ограничения. На практике это связано не столько с самим форматом звука, сколько с производителями. Сколько динамиков или каналов можно использовать на AVR, зависит от соответствующей модели. Ресиверы премиум-класса от Denon, Marantz и Yamaha могут стоить больше тысячи евро.
Звук DTS: X 3D на бумаге поддерживает максимум 12 каналов. Однако существует также звук DTS:X Pro, который позволяет использовать до 32 каналов / динамиков в домашнем кинотеатре. Вряд ли кто-то сможет преодолеть этот предел. Тем более, что упомянутые AV-ресиверы здесь еще больше ограничены. Например, флагманы Denon и Marantz на данный момент имеют 14 каналов.
Но почему мы так мало слышим о DTS:X, в то время как Dolby Atmos у всех на слуху? Преимущество Dolby состоит в том, что он гораздо быстрее присоединился к потоковому вещанию. Для дисков Ultra HD Blu-ray Dolby Digital+ он также доступен как и Core DTS-HD Master Audio. Хотя DTS широко распространен на дисках, первые провайдеры потокового вещания, такие как Disney+, только сейчас используют DTS:X в сочетании с IMAX Enhanced.
DTS:X всегда требует ядра
3D звук DTS:X всегда нуждается в ядре как в основе, потому что он не является самостоятельным звуковым форматом, а, строго говоря, добавляет к своему ядру метаданные. То же самое и с Dolby Atmos. В то время как форматы без потерь DTS-HD Master Audio и Dolby TrueHD могут обеспечивать ядро на дисках, провайдеры потоковой передачи используют форматы DTS с потерями и Dolby Digital+.
Процедура может показаться странной на первый взгляд, но у нее есть одно преимущество. Звуковые дорожки с DTS: X обратно совместимы. Благодаря своим ядрам формат всегда работает на системах, поддерживающих DTS или DTS-HD Master Audio. Однако это относится только к дискам. Когда дело доходит до потоковой передачи, все становится сложнее.
Вот почему можно использовать DTS:X посредством потоковой передачи только на устройствах, поддерживающих так называемый «Профиль 2». Обычно это устройства, которые также сертифицированы для IMAX Enhanced. По этой же причине Disney+ с DTS: X в настоящее время работает лишь на нескольких устройствах. Еще неизвестно, изменится ли это в будущем. Все во многом зависит от того, насколько Xperi готова раскрыть свой боевой потенциал и заманить в ловушку партнеров.
DTS:X vs Dolby Atmos
Маркетинг Dolby более умный, поскольку позволяет тратить больше денег. Например, производители многих звуковых панелей и AV-ресиверов настойчиво рекламируют поддержку Dolby Atmos: X, которая часто встречается только в технических характеристиках. Кроме Disney+, ни один крупный поставщик потокового вещания в настоящее время не поддерживает формат 3D-звука от Xperi.
С другой стороны, Dolby Atmos доступен на Amazon Prime Video (только в тарифе без рекламы) Apple TV+, Disney+, Netflix и других сервисах. В Ultra HD Blu-ray контент с DTS:X можно посчитать на пальцах, тогда как Dolby Atmos распространен гораздо лучше. Есть предположение, что это связано с тем, что кинотеатров с Dolby Atmos стало значительно больше.
Вероятно, это облегчит студиям реализацию своих киномиксов в формате Dolby Atmos вместо DTS:X в домашнем кинотеатре. Dolby также применила более разумный подход к маркетингу. Компания с самого начала агрессивно продвигала дополнительные высотные каналы как дополнительную ценность. Xperi была более технической и подчеркивала объектный характер формата.
Это и смущало многих непрофессионалов. DTS:X имеет технические преимущества перед Dolby Atmos. Этот формат поддерживает более высокие скорости передачи данных. В то же время, Dolby заявляет, что Atmos якобы кодируется более эффективно. Однако следует отметить, что многие студии используют очень ограниченные миксы ближнего поля для Dolby Atmos с точки зрения динамического диапазона.
У DTS:X есть шанс набрать очки. Может быть, это случится, но только в будущем. В число нынешних производителей телевизоров, поддерживающих DTS:X, входят Sony, Hisense, LG, TCL, Philips, Vizio, Sharp и другие более мелкие поставщики. Поскольку телевизоры DTS:X совместимы со старыми аудиопродуктами DTS, есть возможность комбинировать старые устройства с новыми, чтобы улучшить качество звука.
Хотя на бумаге DTS:X имеет преимущества, на практике форматы DTS: X и Dolby Atmos совершенно равны. Однако компания, стоящая за DTS значительно проигрывает, так как контента в Dolby Atmos намного больше. Только время покажет, сможем ли DTS: X наверстать упущенное. С другой стороны, заказчику всегда приятно, если есть конкуренция.
Ведь именно конкуренция стимулирует дальнейшее развитие. В заключение следует предупредить, чтобы читатели не путали DTS:X с DTS Play-Fi. В то время как первый представляет собой объектно-ориентированный формат 3D-звука с информацией о высоте, второй представляет собой протокол мультирум. Оба формата выпущены компанией Xperi, но по сути они не имеют друг с другом ничего общего.
Источник 01010101.ru