Full HD 3D телевизор – как это работает |
25.02.2011 |
Конец прошлый года и начало нынешнего 2010-го ознаменовался заметными премьерами трехмерных Full HD телевизионных панелей и средств воспроизведения 3D медиаконтента. Судя по количеству посетителей на «трехмерных» стендах выставок и активности интернет-сообщества в этом вопросе, внимание к этим устройствам велико. Кроме того, нашумевшая 3D версия фильма «Аватар» значительно подогрела интерес к домашнему трехмерному видео. В последнее время многие мировые производители электроники или уже начали или вот-вот начнут серийный выпуск Full HD 3D телевизоров. Попробуем разобраться – как же это все работает и чем отличается от объемного изображения, которое уже давно реализовано в некоторых моделях проекторов и телевизоров. Но вернемся к кино. Старшее поколение помнит о существовании три десятка лет назад залов стереокино, в частности в кинотеатре «Октябрь» в Москве. При входе выдавались очки, у которых одно стекло было красным, а другое синим. Именно благодаря таким простейшим фильтрам создавался эффект разделения картинки для правого и левого глаза и можно было любоваться объемным кинофильмом. Такой метод носит название – анаглиф, он довольно прост в реализации, но вот качество, увы, оставляет желать лучшего. Настоящим прорывом в объемном кино стало использование технологии IMAX 3D, которая выросла из «обычной» технологии IMAX, разработанной канадской компанией еще в конце 60-х годов прошлого столетия. В IMAX 3D используются два мощных пленочных (шириной 70 мм) проектора, которые проецируют на большой экран изображение для правого и левого глаза. Для реализации разделения картинки между глазами один проектор создает горизонтальную поляризацию света, а другой вертикальную. Надев специальные очки, у которых левое и правое «стекло» пропускают только свой строго поляризованный свет, мы воспринимаем глазами один и тот же объект, но под разными углами, как в жизни, и видим объемное изображение. Совершенно иной трехмерной кинотехнологией является появившаяся совсем недавно технология RealD. Здесь применяется один цифровой проектор, который попеременно, с высокой частотой, проецирует кадры для левого и правого глаза. Причем поляризация кадров применяется уже не линейная, а круговая – по часовой стрелке и против. Соответственно разработаны и другие очки, у которых левое и правое «стекло» понимают разную круговую поляризацию. При таком способе наклон головы, даже довольно сильный, не влияет на качество изображения и не разрушает 3D эффект. Технология RealD более натурально и достоверно передает трехмерное изображение, так как структура светового потока лучше приближена к естественному свету. Однако в силу использования одного цифрового проектора и более сложного поляризатора, яркость изображения уступает IMAX, а поэтому RealD может применяться только в небольших залах.
Но это в кино, а как же дома? Если говорить о домашних проекторах, то подобные кинотехнологии теоретически можно реализовать. Однако, как и в случае кинотеатров, оба метода предполагают использование очень дорогих посеребренных экранных тканей. Оправдано ли это? Да и применение сдвоенных проекторов или сложных поляризующих устройств также не слишком рационально. Итак, эксперименты показали, что малой кровью не обойтись, Full HD 3D видео нельзя смотреть на обычном Full HD телевизоре. Даже если он поддерживает режим 100 Гц – это только удвоение одного и того же кадра для более плавной картинки. Дальнейшие исследования выявили, что минимально комфортной частота воспроизведения стереопар должна быть 60 раз в секунду для каждого кадра. Только при такой частоте не возникает раздражающий стробоскопический эффект. Таким образом, телевизор (или проектор) должен обеспечивать воспроизведение 120 разных (!) кадров в секунду, причем каждый из них должен иметь полновесное разрешение 1920х1080 точек. А если говорить далее, то компания SONY выпустила 3D HD видеокамеру, снимающую со скоростью 240 кадров в секунду, т.е. на удвоенной частоте. Исходя из этого, лучше всего приспособлены для Full HD 3D видео плазменные панели, там время отклика ячейки очень невелико. Однако спад свечения ячейки довольно затянут, поэтому пришлось над этим работать и двести время гашения плазменной ячейки до минимальных значений. Эта технология реализована, например, в плазменных панелях NeoPDP компании Panasonic. Ну и собственно устройство, позволяющее видеть кадры 3D изображения поочередно. Это специальные очки. Но они уже не пассивные с поляризационными светофильтрами, а активные. Собственно они также используют эффект поляризации, но для другого. Суть в том, что встроенный микрочип обеспечивает затемнение «стекол»-фильтров поочередно, в соответствии с нужным кадром на экране. Принцип затемнения схож с принципом затемнения пиксела в жидкокристаллической панели. Напрашивается вопрос – а как они понимают когда, в какой момент времени нужно затемнять правое или левое «стекло» очков. Для этого реализована беспроводная система синхронизации с телевизором. Так на стенде 3D кинотеатра Panasonic во время выставки CEATEC рядом c аудиоблоком под 3D Blu-ray плеером можно было заметить инфракрасные излучатели устройства синхронизации с активными очками. Очки внешне практически не отличаются от тех, которые выдаются в кинотеатре. Развитие Full HD 3D видео на данном этапе идет при необходимости использования специальных очков. Несомненно, что одним из стимулов его развития и покупательского интереса является выпуск большого ассортимента 3D фильмов, а также организации телевизионных трансляций в 3D формате.
|
© 2001-2022 «Компания Sat World». Все права защищены.
Порядок использования информации
Создание сайта — веб-мастерская «Хороший проект»