Цензура в России - такой необычный предмет: она как бы есть, и ее как бы нет. С юридической точки зрения - у нас демократия и полный плюрализм мнений. А с фактической - самые массовые СМИ вовсю практикуют стоп-листы, не допуская в теле- и радиоэфир нежелательных политических персонажей и ведущих.
Поводом для нового беспокойства послужило заявление, сделанное на прошлой неделе Сергеем Доренко, запретившим транслировать в эфире «Русской службы новостей» (беседу с ним читайте на стр. 6) одиозного Александра Дугина, который весьма ловко умеет донести националистические взгляды до аудитории. Правда, буквально через сутки Доренко признался, что погорячился и кумир всех «евразийцев» страны появится в радиоэфире.
Но это, как говорится, цветочки. Ягодкой оказалась информация, просочившаяся в Россию с Запада, о том, что месяц назад на закрытой встрече с главными редакторами СМИ Владимир Путин позволил себе публично отчитать руководителя радио «Эхо Москвы». Премьер даже назвал Алексея Венедиктова врагом и намекнул, что ему достаточно пошевелить пальцем, чтобы станцию закрыли. И все бы ничего: власть демонстрирует зубы за закрытыми дверями, но после этой встречи из эфира «Эха» Венедиктов убрал эксцентричную диссидентку Новодворскую. Оппозиция заговорила о том, что власть не зря показывает зубы - действует.
- Мне жаль прощаться с «Эхом». Я ходила туда еще в 1989 году, когда они сидели на жалком чердаке на улице 25 Октября, нынешней Никольской, и сколько раз в их дни рождения я ела их торт (вот та-а-акой вышины!), - говорит Новодворская. - Что ж, мою порцию съедят Проханов с Жириновским.
Да, последних еще пускают в эфиры, но тоже не так часто, как раньше. И если информационные радиостанции позволяют себе роскошь давать синхроны политически неблагонадежных товарищей, то с телеэфиром совсем беда. Одно техническое затирание из уже записанной программы на ТВЦ Михаила Делягина чего стоит. До сих пор шутники вспоминают, как в кадре остались только ноги политика и экономиста, а тело, голова и голос пропали.
Еще один телескандал этой осени - информация о стоп-листах на НТВ в программе «Школа злословия». В них, правда, всего 6-7 человек, среди которых лидер ДПНИ Белов (Поткин), гуру Рунета Антон Носик, политолог Саттаров, глава международного комитета СовФеда Маргелов, президент Российского еврейского конгресса Сатановский. Руководство телеканалов единодушно отрицает существование черных списков, уверяет, что оппозиционерам не место в эфире только потому, что им «сказать нечего» и «они зрителям не интересны». Когда Владимир Познер публично признался в существовании персон нон грата на «Первом канале», это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Оправдываться пришлось прокремлевскому телеведущему Владимиру Соловьеву: «Познер жалуется только потому, что рейтинг его программы снижается («Времена» действительно в этом сезоне не появятся в эфире. - Ред.) и он ищет, на кого бы свалить вину. Меня лично Кремль никогда не запугивал». Однако из соловьевского «Барьера» практически исчезли представители оппозиционных партий. Сам ведущий это так же объясняет тем, что они не интересны.
- Разумеется, он лжет, - говорит экс-депутат ГД Владимир Рыжков. - Мои передачи с ним имели один из самых высоких рейтингов в истории этого ток-шоу. Соловьев покрывает Кремль.
Похоже, принцип информационной изоляции прекрасно работает. Страна стала забывать вчерашних ярких политиков с резкими комментариями. Я лично не разделяю позицию многих персонажей из стоп-листов, меня безумно раздражают националисты и неадекватные либералы, но когда в эфире остается только пресная биомасса, транслирующая «генеральную линию», невольно начинаешь смотреть ледовые шоу. Кстати, один из сотрудников администрации президента совершенно убил сообщением о том, что «каналам и радиостанциям давно никто ничего не запрещает». Оказывается, это на выборах было актуально, а сейчас… Самое интересное, что я отчасти ему верю. Дело в том, что наша редакция несколько раз и даже во время выборов предлагала высказаться запрещенным оппозиционерам, но увы и ах. Касьянов, например, так и не смог найти времени для интервью…
Екатерина Барова.
Оппозиционеры, пропавшие из эфира:
- Михаил Касьянов
- Андрей Илларионов
- Гарри Каспаров
- Борис Немцов
- Эдуард Лимонов
- Виктор Шендерович
- Михаил Делягин
- Валерия Новодворская
- Владимир Рыжков
- Виктор Анпилов
- Константин Боровой
- Юлия Латынина
- Ирина Хакамада (приглашают только в качестве писательницы)
Газета "Собеседник"