Научно-популярное телевидение - это та ниша российского медиарынка, которая только начала заполняться. Отечественные каналы типа "Дискавери" доступны лишь абонентам платных спутниковых систем. На это посетовал на заседании госсовета Дмитрий Медведев: "Сто раз говорили, что телеканалы типа Discovery, которые транслируются на Россию, отличаются высоким качеством. А где наши-то такие каналы? У нас есть несколько неплохих документальных каналов, но этого мало".
Научно-популярное телевидение помимо познавательно-развлекательной способно выполнять и образовательную функцию. И такой опыт на отечественном телевидении был: в эфире второго канала выходили видеоуроки по предметам школьной программы. Сейчас же с развитием информационных технологий та практика может заработать по-новому.
По словам декана факультета филологии и журналистики Анатолия Серебрякова, рассказывая о нанотехнологиях, о внедрении в жизнь новых возникающих технологий, популяризуя достижения генетики, медицины, искусства, литературы, тем самым, формируется и здоровый образ жизни и профессиональная компетенция будущего специалиста.
Однако сразу возникает вопрос как это сделать, и главное, кто должен заниматься созданием канала.
На западе процессы телепроизводства и телевещания разделены. Кто-то создает программы и фильмы, а кто-то покупает и показывает эту продукцию в эфире. В России эта схема только-только начинает работать, впрочем, как и сами целевые каналы, такие как круглосуточный информационный канал "Вести", телеканалы "Спорт" и "Культура".
Отечественные же научно-популярные и познавательные программы появляются в эфире как отдельные проекты. В этом списке и ГТРК "Ставрополье" с проектом "Южный Собкор". Но, чтобы такие ласточки переросли в полноценный канал, хотя бы один, понадобится время и инвестиции.