3D-телевидение: будущее, которого никогда не было

3dС появлением 3D-технологии ее создателями было заявлено, что для полного перехода телевещания на 3D-стандарт потребуется всего лишь десять лет. Но почему в течение нескольких последних лет все попытки внедрения 3DTV потерпели неудачу?

Умение прогнозировать – это сложное искусство. Желающие заглянуть в будущее часто терпят насмешки от лиц, любящих рассуждать «задним умом». Однако если бы в мире не было людей, желающих выделяться умением прогнозировать, у нас не было бы возможности читать их прогнозы, полные надежд и опасений относительно будущего.

Архивы с прогнозами на наше время – будь то газеты, журналы или фильмы – являются богатым материалом для научных исследований. В связи с этим появилось новое поколение историков-футуристов. Сопоставив несбывшиеся прогнозы с нынешней ситуацией, мы можем проанализировать ошибки и просчеты в действиях и, тем самым, извлечь пользу на будущее.

Возьмем, например, прогнозы относительно 3D-телевидения. В последние годы на различных международных выставках компании-производители потребительской электроники демонстрируют свои новинки – наибольшее внимание уделено перспективному технологическому девайсу: телевизору. И, конечно же, современные телевизоры – это 3D-телевизоры. Они оснащены функцией управления голосом и имеют выход в Интернет. Все это звучит знакомо, потому что на протяжении нескольких последних лет все крупные производители телевизоров делали ставку на 3D-телевидение как на «палочку-выручалочку». Однако 3D-телевидение не является феноменом только нашего времени. На протяжении XX века разговоры касательно 3D-телевидения периодически начинались снова и снова.

Например, в 30-х годах прошлого века курильщикам была предоставлена возможность «заглянуть в будущее». Стивен Митчелл, производитель табачных изделий, вместе со своим сыном создал рекламную открытку сигарет своей марки под названием «Каким будет мир завтра». На черно-белой открытке вырисовывалась фантастическая картина будущего: роботы, скафандры, а также современные средства передвижения различных типов.

Также была затронута и тема 3D-телевидения. На открытке был изображен огромный телевизионный кадр из фильма 1936 года «Облик грядущего». На открытке предсказывалось, что однажды телевизионное изображение чудесным образом будет передаваться на расстояния, в цвете и в трех измерениях.

Так как с момента появления телевидения не прошло и десяти лет, подобные прогнозы казались фантастическими. Но авторы открытки были уверены, что появление 3D-технологий не за горами.

В середине 20-х годов прошлого столетия Джон Л. Берд из Шотландии работал над проблемой передачи телевизионных образов. Первая публичная демонстрация телевидения состоялась в январе 1926 года. Его «телерадиовещание» было продемонстрировано на экране устройства, названного газетой Oakland Tribune как телевизор. А всего через два года он уже работал над проблемой стереоскопического или 3D-телевидения.

И хотя Берд проводил свои эксперименты на любительском уровне, они, в целом, были успешными. Но в конечном итоге, 3D-телевидение не обладало коммерческим потенциалом, так как оно было рассчитано лишь на одного человека, сидящего перед экраном. Таким образом, 3D-телевидение не подходило для массового просмотра.

Но Берд был не единственным, кто работал над проблемой создания 3D-телевизора. В 1931 году в журнале Modern Mechanics рассказывалось «о телевизоре в трех измерениях», изобретателем которого являлся радиоинженер из Коннектикута, Лезли Гоулд. В журнальной статье утверждалось, что Гоулд реализовал технологию 3D-телевидения с помощью неоновых трубок, вращающегося барабана и ТВ-ресивера. История показывает, что его идеи не получили дальнейшего развития.

Отсутствие на рынке 3D-телевизоров не помешало обычным трубочным телевизорам завоевать мир. В 1953 году в публикации одной из американских газет того времени утверждалось, что в Чикаго телевизоров насчитывается больше, чем ванн.

Телевизор позволил населению просматривать фильмы прямо у себя дома. Это комфортно и удобно. Однако быстрый рост индустрии телевизоров в 50-х годах XX века стал представлять угрозу для киноиндустрии. Требовалось новое «оружие», которое смогло бы возвратить публику в кинозалы. Таким оружием стала 3D-технология. Релиз кинофильма «Bwana Devil» в 3D-формате в 1952 году вызвал настоящий фурор среди кинозрителей. Этот фильм был даже назван «Ответ Голливуда телевидению».

Результаты не заставили себя долго ждать. В 1953 году в журнале Tribune (Марисвиль, штат Огайо) была напечатана история о дебюте 3D-телевидения: «Сегодня состоится пресс-конференция, посвященная трехмерному телевидению. Это – ответ телевидения на ответ Голливуда телевидению». Чуть позже, в этом же году, в Лос-Анжелесе, телеканал KECA предпринял попытку экспериментальной 3D-трансляции научно-фантастической передачи Space Patrol.

В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века появление 3D-телевидения было уже не за горами. Во всех газетах США и Канады каждое воскресенье печаталась комедийная статья Closer Than We Think. На пике своей славы этот известный техно-утопический шедевр послевоенной эры насчитывал 19 миллионов читателей. В статье от 21 декабря 1958 под названием «Телевизионные программы будущего» отец современного научно-фантастического жанра, Уго Гернсбек, высказал свою идею относительно будущего телевидения. Являясь творчески одаренным изобретателем и пионером телевидения – которого ошибочно считают автором слова «телевидение» – Уго утверждал, что в будущем телевизионные программы будут не только транслироваться в трехмерном изображении, но и будут создавать реальную иллюзию запахов.

К середине 50-х годов 3D-кино перестало быть популярным среди телезрителей. Мода на 3D прошла. Тем не менее, некоторые эксперты все равно делали ставку на 3D-технологию. На страницах Daily Telegram (Колумбус, штат Небраска) сообщалось:

Технология, которая использовалась в 3D-кино, требовала от зрителей носить специальные очки для восприятия глубины картинки. В depthagraph-технологии не используется явление поляризации для объединения двойного изображения, поэтому очки не нужны, а перед зрителями открывается четкое двумерное изображение. В отношении звука эти две технологии полностью совместимы.

Идея depthagrap-технологии принадлежит сборщику налогов Уильяму Фри – тому самому, который предсказал, что в будущем телевидение будет исключительно в 3D-формате.

«Для начала в 3D-формате будут транслироваться мультфильмы и реклама» – подчеркнул Фри. «Затем, как только число 3D-телезрителей превысит 100 миллионов, в 3D-формат будут переведены мелодрамы, вестерны и видеоклипы».

Но с 2012 года началась новая эпоха. В мире стало появляться все больше и больше видеоформатов (Blu-ray, HD-DVD и т.д.). Между ними стала наблюдаться все большая и большая конкуренция. Все это только разочаровало телезрителей. Результатом всех этих событий стало то, что 3D-очки больше не способны корректно работать в комплекте с 3D-телевизорами конкурирующих фирм-производителей. Хотите пригласить друга к себе домой, чтобы вместе насладиться просмотром футбольного матча? Скажите ему, чтобы он оставил 3D-очки дома, так как они не будут корректно работать вместе с 3D-телевизором Sony.

На ближайшее десятилетие прогнозов относительно 3D-телевидения приходится гораздо меньше. В основном они относятся к рынку развлечений, а именно к рынку домашнего видео, который был сформирован в 90-е годы XX века. В настоящее время этот рынок может стать толчком к развитию телевидения нового поколения - HDTV и 3DTV.

Джеймс Кернес, президент компании David Sarnoff Research Center, предсказал, что к 2005 году 3D-телевидение снова станет популярным, а к 2010 году оно будет насчитывать свыше одного миллиона телезрителей. И хотя этого не произошло, Кернес оказался прав в том, что популярности 3D-телевидения будет препятствовать недостаточное количество программ в 3D-формате. Сегодня мы именно это и наблюдаем. Для приема с помощью современнейших телевизоров доступно лишь несколько 3D-каналов. Неизвестно, завоюет ли 3D-телевидение популярность за счет новых телезрителей? Или же оно станет основой рынка развлечений для дома?

В конце концов, каждому телезрителю неплохо было бы спросить себя: для чего мне нужно 3D-телевидение? И – за редким исключением – никто не может дать аргументированного ответа на этот вопрос.

 

Всеволод Добровольский
Журнал Mediasat

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.