Условная цифра

Триколор ТВНедавний демарш «Триколор ТВ», выбросившего на рынок дешевый пакет телеканалов, включая два с половиной десятка каналов высокой четкости (Full HD), задал планку телевизионных услуг эконом-класса. Интересно, можно ли ожидать чего-то подобного от госпрограммы цифровизации общедоступного российского телевидения, которая должна завершиться к 2015 году?

Надо сказать, что напрямую опыт «Триколор ТВ» тиражировать нельзя: бизнес этой группы компаний построен таким образом, что ядром прибыли является продажа абонентского оборудования. Многие коммерческие операторы, зарабатывающие на ТВ-услугах, отмечает Тимур Аляутдинов, директор по широкополосному доступу и цифровому телевидению компании «ВымпелКом», наоборот, предоставляют оборудование в аренду или даже бесплатно, предлагая зрителям контент по рыночным ценам. Другое дело, что бизнес в сфере платного ТВ стал в последнее время набирать такие обороты, что не совсем понятно, что же к 2015 году останется на долю бюджетного ТВ.

По данным аналитического агентства TelecomDaily, объем рынка цифрового платного телевидения в России в первой половине 2012 года вырос на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По разным оценкам, к платному ТВ подключено 28—30 миллионов домохозяйств, то есть почти две трети всех российских домов и квартир. При этом, полагают аналитики, уже к концу года половина всех платных ТВ-услуг перейдет в цифровой вид. Аналитики прогнозируют устойчивый рост доходности телевизионных услуг, значит, оставшуюся треть старые и новые рыночные игроки будут расхватывать как горячие пирожки. И к 2018 году, подсчитала Елена Крылова, аналитик iKS-Consulting, 72 процента населения РФ будет подключено к услуге платного ТВ по той или иной технологии.

Возникает законное опасение, не получит ли страна вместе с госпрограммой цифровизации морально устаревшее телевидение «для совсем бедных». Это реальная проблема, с которой Великобритания, одна из самых продвинутых в отношении ТВ стран, столкнулась еще лет 10 назад: те, у кого совсем нет денег, продолжали смотреть аналоговые телепередачи, а у кого денег хоть немного было, перешли на спутниковое ТВ с сотнями программ.

Уникальных ниш для бюджетного телевидения немного: приграничное вещание, чтобы «разойтись» на границах государства российского с зарубежными ТВ-вещателями по частотам, да доставка сигнала, например сообщений МЧС, до всего населения в случае государственной необходимости. Стоит ли овчинка затрачиваемых на нее миллиардных средств из бюджета (только в 2011 году на ФЦП ушло 4,1 миллиарда федеральных бюджетных рублей)? Которая к тому же на поверку оказывается для населения вовсе не бесплатной, потому что приставка стоит денег. Да еще в начале года неожиданно для всех профильное министерство решило перейти на другой формат вещания — DVB-T2 — как более прогрессивный по сравнению с предыдущим DVB-T. Той трети населения страны, которая, по словам главы РТРС Андрея Романченко, уже успела «оцифроваться» по старой технологии, придется приобретать новую приставку. Зачем это нужно? Новый стандарт более экономно расходует частотный ресурс и потому в не сформированных до сих пор втором и третьем мультиплексе вновь ожидаются перетряски. Почему же в середине 2012 года так и нет ясности, как будет функционировать цифровое государственное телевидение?

Проблема в том, что вся ФЦП сосредоточена вокруг деятельности ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), которому поручено построение инфраструктуры цифрового ТВ будущего. В результате цифровое пространство телевещания страны, которое по определению должно быть единым, оказалось разделенным на две автономные части: государственное и частное. Эта ситуация нежизнеспособна по ряду причин.

Во-первых, главная задача цифровизации общедоступного телевидения заключается вовсе не в самом факте увеличения количества эфирных ТВ-программ. «Просто нужно освободить радиочастотный спектр от аналогового ТВ, дабы предоставить его услугам мобильного широкополосного доступа: это делается во всех развитых странах, потому что радиоспектра во всем мире банально не хватает», — поясняет Александр Голышко, руководитель рабочей группы при Минкомсвязи и АДЭ по разработке концепции будущего регулирования отрасли. В США, к примеру, диапазон 700 МГц был продан на аукционе мобильным операторам и освобожден от ТВ еще в 2009 году, а сейчас в этой стране озабочены освоением межканальных полос частот (так называемых whitespace) у оставшегося ТВ-вещания под те же цели. «Всемирные приоритеты лежат сегодня отнюдь не в области эфирного наземного ТВ-вещания, — продолжает эксперт, — потому что все виды телевидения могут быть доставлены по любым сетям и с хорошим качеством, включая Интернет и другие IP-сети, HSPA/LTE и прочее. Поэтому приоритетом является все более и более скоростной широкополосный доступ». Собственно, даже такого понятия, как профессиональный игрок на ТВ-рынке, уже не существует. Создатели контента, компании-агрегаторы работают сегодня с различными операторами, превратившимися в мультисервисные компании. С этой точки зрения «башни» и наземная инфрастуктура РТРС могут работать в качестве составной части сетей доставки контента (Content Delivery Networks), разгружая сети операторов связи.

Во-вторых, телевидением всерьез заинтересовались интернет-компании. Например, Google, объявившая о строительстве в Канзас-Сити сверхвысокоскоростной сети передачи данных, сразу предложила подписчикам список из полутора сотен телевизионных каналов как в обычном, так и HD-качестве. А на днях стало известно, что вопросом поиска финансирования для своего интернет-телевидения всерьез занялась российская оппозиция. В таких условиях продолжать делать вид, что вне РТРС цифрового телевидения нет, мягко говоря, недальновидно. К тому же это может обернуться сокращением аудитории госканалов, что влечет за собой не только политические, но и экономические риски: рекламодатели уходят вслед за аудиторией, а вещатели повышают ставки отчислений за распространение своих продуктов. К тому же, напоминает Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России, цифровая сетка вещания, связанная с системой условного доступа, то есть персонализацией абонента, резко изменяет взаимоотношения вещателей и правообладателей в худшую для первых сторону, поскольку затраты на приобретение прав оказываются совершенно другими. «За чей счет будет поддерживаться функционирование этой структуры после того, как ФЦП завершится? — спрашивает Юрий Припачкин. — Придумают очередную универсальную услугу для поддержки дотационного проекта, а приставки будут обходиться телезрителям еще дороже?» Может быть, понимая это, руководство РТРС пытается отстоять идею внедрения на своей сети системы адресного управления — дополнительного оборудования, которое распознает, разрешено или нет конкретному ТВ-приемнику принимать конкретный сигнал. Оно объясняет это необходимостью для организации канала доставки сигналов МЧС, а злые языки утверждают: РТРС готовится за бюджетный счет к предоставлению коммерческих услуг.

Приходится констатировать, что прозрачной и понятной модели цифрового пространства в нашем отечестве нет и к вопросу гармонизации отношений различных структур в цифровую эпоху мы еще не подступали.

 

Может ли недорогое телевидение быть качественным?

Елена Крылова (аналитик iKS-Consulting):

Владельцы телеканалов, как правило, устанавливают индивидуально для каждого оператора порядок отчислений — в зависимости от размера абонентской базы оператора. Так что «Триколор ТВ» может получить уникальные условия по сравнению с другими операторами платного ТВ. А цифровое эфирное вещание никогда не сможет конкурировать с тем набором каналов, сервисов и форматов (HD), которые предоставляют операторы платного ТВ.

Юрий Припачкин (президент Ассоци­ации кабельного теле­видения России):

Переход на HD-качество — это реальный тренд индустрии. В США, например, уже специально помечают те каналы, которые «не в HD». И у нас будет так же, причем достаточно быстро. Единственное, что этот процесс сдерживает, — относительная пассивность вещателей. Она объясняется слабым внутренним стимулом к развитию форматов контента по причине недостаточной конкуренции: в нынешних условиях «эфир» не видит в кабельных операторах настоящих конкурентов.

Виталий Стародубов (директор по операци­онной деятельности MegaLabs):

Увеличение количества HD-каналов — это цель, к которой сейчас идут все операторы цифрового ТВ. Но продавать такие пакеты ниже себестоимости в текущих реалиях рынка коммерчески нецелесообразно. «Раздавать» пакеты дорогих каналов за символическую плату может только та компания, у которой продажа платных пакетов телеканалов не основной источник дохода. Она может пойти на такой шаг, чтобы повысить привлекательность продаваемого оборудования.

 

Иди и смотри

Антиэйджинг для телевизора

Александр Голышко (руководитель рабо­чей группы при Мин­комсвязи и АДЭ по разработке концеп­ции будущего регули­рования отрасли):

Какого качества должно быть это новое цифровое телевидение для всех? Вопрос интересный. Почему бы и не HD? Другое дело, что ФЦП цифровизации телевидения преподносится как ликвидация дефицита ТВ-программ в регионах. Буквально «вот раньше в N-ской области было доступно два канала, а сейчас целых восемь, и жители теперь плачут от счастья». То есть у них там идет этап простого увеличения ТВ-программ (который в Москве прошли в конце 60-х годов), и плачут они отнюдь не от отсутствия HDTV. А под HDTV, кстати, нужна более широкая полоса частот, соответственно, ТВ-программ будет меньше. Правда, передовые (с точки зрения охвата цифровой технологией вещания DVB-T) регионы, как представляется, не могут похвастаться стопроцентным охватом населения, потому что население не горит желанием покупать телеприставки. В основном по причине «это дорого» либо «а что там смотреть?». Но даже если представить, что у вас есть не только HDTV, а настоящее 3D, вы и его смотреть не будете, если не удовлетворяет качество самого контента. И не зря в последнее время отмечается переход телеаудитории в Интернет и снижение покупок телевизоров. Самое качественное ТВ с примитивным сюжетом всегда проиграет хорошему сюжету, и только при прочих равных условиях люди будут думать о качестве картинки.

При этом не стоит забывать, первая цель развития этого ТВ — это информационное воздействие государства на граждан. И будет на экране президент в формате HDTV или 3D— не суть важно по сравнению с тем, что он говорит. Не правда ли?

Вот и получилось, что рынок за свои деньги уже решил большинство проблем цифровизации, причем с перевыполнением обязательств, а цели ФЦП стареют на глазах. Время и технологии бегут очень быстро. И не все за этим успевают. Потому периодически возникают идеи, которые устарели еще до их появления. Есть у «Машины времени» песня с такими словами: «Если жить по расчету и наверняка, то крылья усыхают и врастают в бока. Мне очень жаль, мама, но эти птицы никуда не летят». Ну не летят, и все…

 

Елена Покатаева

itogi.ru

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.