Платными телеканалами в РФ уже пользуются более трети граждан, подсчитали в одной из международных мониторинговых компаний.
С этим, конечно, можно поспорить, хотя очевидно и то, что рынок платного ТВ развивается в стране интенсивно: обостряется конкуренция по набору абонентской базы, крупные игроки запасаются контентом в ожидании перехода страны на цифровое вещание, что еще более усилит процесс
Как бы то ни было, на первых порах "телевидение за деньги" едва ли сможет отказаться от рекламы, предупреждают эксперты.
"Уже через год компании начнут перетягивать друг у друга абонентов за счет контента, - заявляет в эфире РБК-ТВ заместитель гендиректора компании "Комстар-Директ" Мераб Габуния. - Сегодня они различаются по содержанию в лучшем случае на 30%". И дифференциация происходит, прежде всего, за счет разных способов доставки сигнала: спутниковое, кабельное или IT-телевидение, а также за счет различия в форматах: High Definition (HD или ТВЧ, телевидение высокой четкости) и Standart Definintion (SD).
"Пока что в России внедряется SD-телевидение, - говорит в эфире программы "В фокусе" гендиректор НПК "ЭРА", президент "HD Union" Герасим Гадиян, - когда на Западе его уже заменяют HD. При этом во всех сегментах платного вещания технологически уже возможно предоставление HD-сигнала, так что до конца 2007г. около 10 таких каналов будет внедрено как спутниковыми, так и кабельными и IT-операторами.
Как видим, за отсутствием конкуренции по содержанию, платные каналы пока что только "накачивают" разными способами свои абонентские базы и, что более интересно, не намерены отказываться от рекламных бюджетов – даже в сегменте HD, которому, казалось бы, на роду написано сразу стать элитным и существовать на средства от абонентской платы.
"Мы можем показать контент высокого качества, чтобы люди смогли его оценить, – объясняет М.Габуния, - но сегодня мы не уверены в том, что можно сделать из этого бизнес; его экономика не очевидна". Г.Гадиян также придерживается того мнения, что на первом этапе "модель окупаемости за счет рекламы наиболее приемлема". Впрочем, в будущем, по словам экспертов, развитие получит смешанная модель, и, скорее всего, реклама сохранится лишь в базовом пакете каналов, удалившись с каналов премиального сегмента.
Напомним, по результатам 2006г. рынок рекламы на федеральных каналах увеличился более чем на 20%. Что касается рынка региональных каналов, здесь он вырос более чем на 50%. Отказываться от столь лакомого куска (притом что и показать-то в элитном сегменте нечего) сегодня нет никакого смысла.
Тем временем проблема контента обостряется. На носу переход к цифровому вещанию, а значит, качество бесплатных эфирных каналов значительно возрастет, что напрямую заденет платное ТВ. Как не потерять рынок? "Очень просто, - успокаивает Г.Гадиян. - Нужно переходить на те услуги, которые будут не доступны эфирным каналам, в первую очередь это интерактив и, конечно же, ТВЧ, которое будет сложно представить в эфирном варианте". Заметим, конкуренция по интерактиву будет обеспечиваться за счет размеров и качества библиотек, а также программ ротации фильмов.
Но все же определяющим фактором в конкуренции платных каналов друг с другом и с бесплатными был, есть и будет контент и его разнообразие. Как показывает мировой опыт, наиболее востребованы в платном сегменте спортивные, исторические, детские, кино- и эротические каналы. По словам экспертов, большое будущее ждет и так называемые нишевые каналы: научные, документальные и т.п.
Однако пока что операторы платного телевидения, главным образом, занимаются ретрансляцией западных каналов (ограничиваясь переводом). Правда, в редких случаях зарубежные каналы локализуются в России - в этом случае их содержание разбавляется местным оригинальным контентом (на сегодня локализованы, например, Discovery и Eurosport). При этом требования к телевидению растут, торопят операторов эксперты. Аудитория больших городов и без того избалована бездонными библиотеками в локальных сетях Интернета, а также свободным доступом к пиратской продукции.
По данным российских аналитиков, платным телевидением сегодня пользуются 18-25% граждан, и еще 25% россиян рассматривают возможность подписки. По самым оптимистичным прогнозам, рост рынка в 2007г. составит 50%, а его объем достигнет не менее 700 млн долларов. Правда, пессимисты предлагают другой сценарий: увеличение рынка всего на 15-20%.
При этом более 1,5 млн россиян вообще не получают никакого телесигнала, и всего 4 канала доступны для 64% населения, сообщают в Министерстве информационных технологий и связи. Зато на Дальнем Востоке даже в небольших городах транслируется гораздо больше китайских каналов, чем каналов на русском языке. Об этом в разное время говорили первые вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Медведев.
www.advertology.ru