Только заядлые болельщики просыпаются субботним или воскресным утром, чтобы посмотреть трансляцию матча, например, «Луча» и «Томи» из Владивостока. Но увиденное часто заставляет идти досматривать сны – показ из Приморья, как считают многие специалисты, не отвечает уровню премьер-лиги. Картинка из Самары, Ростова-на-Дону, других городов немногим лучше...
Об организации трансляций из регионов рассказывают режиссеры Евгений Иванов (Первый канал) и Евгений Гришин («НТВ—Плюс»).
ИВАНОВ: В РОСТОВЕ БИОТУАЛЕТЫ – ЗА ЛИЦЕВОЙ ЛИНИЕЙ
– Евгений, как оцениваете трансляции матчей из Владивостока?
– То, что мы видим, – уровень в лучшем случае второго дивизиона. Я имею в виду не игру команд, а изображение.
– Обычно говорят об устаревшей технике…
– Это не только устаревшая техника. Это режиссеры и операторы, которые работают в регионах. Складывается впечатление, что они не понимают, что показывают. И не стремятся как-то улучшить свой продукт. К сожалению, мастер-классов, на которых опытные специалисты центральных каналов объяснили бы коллегам, как нужно показывать спорт, пока не проводится.
– Что собой представляет техника, на которой работают в регионах?
– Она была закуплена еще к Олимпиаде 1980 года. Списали из Москвы и отправили туда. Если бы не энтузиазм местных техников, все уже давно можно было выкинуть на свалку…
– Мрачная картина получается: старая техника, неопытные специалисты…
– Есть и приятные исключения. Например, Казань. Там к спорту очень хорошо относятся – ребята отлично показывают не только футбол, но и хоккей, баскетбол. И техника современная.
– С какими проблемами сталкиваются в регионах телебригады из Москвы?
– Часто приходится разговаривать с людьми, которые не всегда соответствуют профессии и положению, которое занимают. В прошлом году Первый канал транслировал матч «Ростов» – «Спартак» со стадиона «Олимп-2». Так вот, биотуалеты были поставлены буквально за лицевой линией. Когда игрок подавал угловой, мы брали его крупным планом, а в этот момент кто-то выходил из кабинки… Каково, а? Перед матчем общались с руководством стадиона, с милицией: просили перенести их подальше. Бесполезно!
– Сколько камер везете с собой на выезд?
– Шестнадцать камер, штативы (подставки для камер. – Прим. ред.), другое оборудование. Автобус, в котором расположен режиссерский пульт и инженерный отсек, направляется в в сопровождении охраны, а рабочая группа едет на поезде или летит на самолете.
– При этом у канала нет собственной техники.
– Да, берем в аренду. Например, одна смена на камере может стоить от 200 долларов. Есть компании, специализирующиеся на оборудовании для трансляций, съемок фильмов, – вот и берем у них на время. Иметь собственные передвижные станции — слишком дорогое удовольствие.
– Ваши лучшие трансляции соответствуют международному уровню?
– Англичане наблюдали за трансляциями центральных матчей тура и игр сборной на нашем канале. Им понравилось то, что мы делаем, и они предложили Первому транслировать отборочный матч Евро-2008 Эстония – Англия 6 июня. Правда, в связи с последними событиями в России и Эстонии заказчики сказали, что не могут рисковать, и отдали трансляцию немцам.
– Вернемся на наши стадионы. Как сделать, чтобы во Владивостоке над полем не летали газеты и целлофановые пакеты, а в Ростове биотуалеты не ставили в кадр?
– Нужно поставить умную голову на плечи тех людей, которые там работают. Все ведь зависит от них. Если ничего не изменится, в Ростове туалеты скоро поставят в центр поля!
– Болельщики и руководители некоторых клубов спрашивают: почему домашние матчи команды не показывает Первый?
– В этом сезоне мы, например, отказались от трансляций из Химок. Складывается ощущение, что все происходит на каком-то сельском стадиончике. Не можем обеспечить и качественную картинку из Нальчика, Томска. Радует то, что при строительстве новых стадионов с телевизионщиками советуются. Как президент ЦСКА Евгений Гинер, например. Кстати, когда строили стадион «Локомотив», мнение телевидения не учли…
ГРИШИН: ВАЙСС НЕ ЛЮБИТ КАМЕРУ
– Наши режиссеры в этом году ездили в Томск, Владивосток, Краснодар, Нальчик и Пермь и давали мастер-класс для местных коллег, – рассказывает Гришин. – Проблема в том, что многие люди там просто не разбираются в футболе. Это не эстрадный концерт, а гораздо сложнее. Связь с операторами, инженерами, теми, кто отвечает за графику... Трансляции стали лучше, но ошибок все равно много. Поэтому 24 мая режиссеры из других городов приедут на специальный семинар в Москву.
– Болельщики обратили внимание на ноу-хау «НТВ—Плюс» – перед матчами чемпионата камеры встречают игроков уже в подтрибунном помещении…
– Пусть это нескромно прозвучит, но идея принадлежала мне. Еще когда я работал на Первом канале, думал над тем, как улучшить трансляцию. Раньше техники для этого не хватало, а сейчас все возможности есть. Кстати, идею со встречей команд с камерами под трибунами у нас подсмотрели специалисты УЕФА. Теперь это стандарт для показа матчей Лиги чемпионов.
– Как игроки реагируют на внимание к себе? Камеры целы?
– Реагируют положительно. Кто-то улыбается, кто-то машет рукой. Правда, есть некоторые тренеры, которые очень не любят камеру, следящую за ними у скамейки запасных.
– Например?
– Главный тренер «Сатурна» Владимир Вайсс. Иногда он рукой отворачивает объектив камеры в сторону.
– Качество изображения из регионов падает из-за старой техники на местах…
– Да, у региональных компаний, которые предоставляют картинку, нет средств на модернизацию. Передвижная телестанция, например, стоит 20 млн. долларов.
– В 2008 году в «Лужниках» пройдет финал Лиги чемпионов. Какие дополнительные камеры будет использовать «НТВ—Плюс»?
– Например, spider-камеру (от англ. spider – паук). Она будет двигаться над полем на специальных тросах. Так можно рассмотреть направление атаки и общий план. Планируем установить камеру на вертолете – для съемок антуража ночных «Лужников».
ДОСЛОВНО
– Первый раз слышу о претензиях телевизионщиков Первого канала о том, что биотуалеты попадают в кадр. Если есть такая проблема – исправим. Уверен, матчи «Ростова» еще покажут на центральном телевидении.
Рохус ШОХ, генеральный директор «Ростова» – Я не могу сказать, что не люблю, когда на протяжении всего матча нахожусь под прицелом камеры. Но когда оператор подходит очень близко, буквально к лицу – это слишком. Вот я и подвинул камеру чуть в сторону. Это впервые произошло – все из-за эмоций.
Владимир ВАЙСС, главный тренер «Сатурна»
Корреспонденты «Советского спорта» задали три вопроса представителям местных телекомпаний:
1. Кто транслирует матчи премьер-лиги в регионе?
2.Когда получили технику, на которой работаете?
3. Сколько денег нужно на модернизацию техники?
ВЛАДИВОСТОК
Редактор спортивной редакции Общественного телевидения Приморья (ОТВ) Юрий Пикалов:
1. Трансляции игр «Луча» осуществляет Общественное телевидение Приморья (ОТВ), которое предоставляет картинку для «Спорта» и «НТВ Плюс».
2. Техника у нас, конечно, старая. Однако каждый год частично она обновляется.
3. На технику для улучшения трансляции требуется не менее миллиона долларов.
ТОМСК
Заместитель директора ГТРК «Томск» Андрей Пельт:
1. Матчи «Томи» транслирует ГТРК «Томск», а также телеканал «ТВ-2», который показывает все домашние игры команды.
2. Телекомпания получила технику в 1978 году.
3. Современная техника стоит от пяти миллионов рублей, и ее приобретение нами пока не планируется.
ПЕРМЬ
Руководитель отдела спортивных программ ГТРК «Пермь» Сергей Лекомцев:
1. ГТРК «Пермь» собственных трансляций на Пермский край не проводит, а только передает картинку для каналов «Спорт» и «НТВ Плюс».
2-3. Пермская компания может снимать матч восемью телекамерами. Но техника очень старая, и телекомпания не может позволить себе приобрести новое оборудование для улучшения качества трансляций.
САМАРА
Главный режиссер ГТРК «Самара» Алексей Крылов:
1. Трансляцию матчей в Самарской области осуществляет телерадиокомпания «Терра», которая имеет договор со «Спортом» и транслирует футбольные матчи на специальном канале «Терра-Спорт». Передвижные техстанции, камеры, режиссерский пульт арендуются у ГТРК «Самара». Эту же технику арендует для своих трансляций и «НТВ Плюс».
2-3. Техника устаревшая, еще с Олимпиады 1980 года. Чтобы получать качественную футбольную картинку, необходимо вложить значительные средства не столько в технику, сколько в релейную связь. При «перегоне» Самара — Москва резко теряется качество изображения. Вопросы к телекоммуникационным службам.
КАЗАНЬ
Главный режиссер «Телекомпании Новый Век» (ТНВ) Ильдус Каримов:
1. Игры «Рубина» в Татарстане транслирует «Телекомпания Новый Век» (ТНВ) и предоставляет изображение для «Спорта» и «НТВ Плюс».
2-3. ТНВ приобрел новую технику в 2005 году.
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Инженер медиагруппы «Южный регион» Эдуард Ткаченко:
1. На Дону домашние матчи «Ростова» не транслируются. Медиагруппа «Южный регион» предоставляет картинку для «Спорта» и «НТВ Плюс».
2-3. Технику для трансляций получили в 2006 году. Но нам нужен режиссерский пульт минимум на девять камер, который стоит примерно 14 тысяч долларов. Пока мы способны транслировать игру только пятью камерами. Новый пульт позволит нам делать повторы с четырех, а не двух камер, как сейчас.
КРАСНОДАР
Представитель краснодарского телеканала «НТК», пожелавший остаться неизвестным:
1. Домашние матчи «Кубани» транслируются в Краснодарском крае в записи. Организацией трансляций местный канал «НТК» занимается совместно с «НТВ Плюс» (изображение эта телекомпания предоставляет также и «Спорту»).
2-3. Техника в Краснодаре была закуплена в прошлом году, но местной телекомпании нужно большее количество камер: сейчас на матчах их задействовано шесть.
НАЛЬЧИК
Председатель ГТРК «Кабардино-Балкария» Руслан Жанимов:
1. На республику домашние матчи «Спартака-Нальчика» транслирует ГТРК «Кабардино-Балкария», которая предоставляет картинку и для «Спорта», и для «НТВ Плюс».
2-3. Техническую базу мы получили в 1980 году после Московской Олимпиады. В прошлом году нам удалось заменить основные технические узлы, камеры, магнитофоны. Была обновлена и передающая телевизионная станция, а в этом году на усовершенствование ее «начинки» будет потрачено 7 миллионов рублей.
http://www.sovsport.ru/gazeta/default.asp?id=259406