В современном мире существует три бизнес-модели регионально-этнического телевидения, назовем их условно американской, азиатской и африканской. Американская модель предполагает в первую очередь коммерческий успех. В Америке даже мелкие кабельные телеканалы, созданные по инициативе общин, забиты рекламой, не говоря уже о таком гиганте, как "Унивисьон", который смотрит 50 миллионов испаноязычных телезрителей.
Азиатская модель предполагает существование одного большого монопольного Центрального телевидения Китая. Региональные каналы в этой ситуации выкручиваются за счет мерчендайзинга, развозя туристов по Шанхаю на партнерском такси, продавая журналы, брелки с символикой и т.д.
Африканская модель самая простая: в зависимости от политической ситуации телеканалы примыкают то к одному, то к другому победителю в перестрелке.
А вот российская модель региональной телетрансляции никому не понятна. Она загадочна, как российская душа в знаменитом стихотворении Тютчева. И чем больше мы стараемся понять ситуацию умом, тем больше сомнений и противоречий возникает. По-видимому, изначально предполагалось, что региональные телеканалы возьмут на себя значительную долю социальной нагрузки и будут сообщать жителям конкретного региона о проблемах муниципального масштаба и способах их решения. Однако вскоре выяснилось, что в России все очень неравномерно: есть богатые регионы, в которых такие телеканалы уже созданы, и регионы бедные, в которых профессиональное телевидение находится на очень низком уровне. Предполагаемую кнопку региональных телеканалов в первом мультиплексе отдали "ТВ Центру". Регионам пообещали третий мультиплекс и техническую помощь со стороны ВГТРК.
Дальше – больше. Теперь непонятна судьба уже третьего мультиплекса, который должен стать последним элементом в пазле стратегической карты российского телерынка на ближайшее десятилетие. Появилась информация, что третий мультиплекс может быть сформирован из российских HD-телеканалов, кроме того, все частоты за пределами трех мультиплексов цифрового телевидения отдадут на развитие сетей LTE.
То есть у нас сразу несколько конфликтных ситуаций: центр против регионов, премиум-контент против контента стандартного и, наконец, телевизионщики против связистов. Позвольте мне высказаться по всем трем пунктам.
Во-первых, политика государства в отношении региональных телеканалов представляется мне своего рода бонапартизмом (есть такой термин у профессиональных политологов, означающий политику изящного лавирования между разными социальными группами). На мой скромный взгляд, должны быть четко сформулированные правила, чтобы игроки на рынке понимали, к чему им готовиться, а не собирали в последний момент в спешке необходимые документы для тендера.
Во-вторых, премиум-контент, HDTV, VoD и прочие надстройки не должны быть составляющей частью третьего мультиплекса. Оттого что в HD или в SD вы увидите телепередачу социального характера, ее суть не изменится. HD-мультиплекс – это уже, как правило, контент коммерческий. Основная же цель программы цифровизации – нивелировка информационного неравенства.
В-третьих, нет ничего катастрофического в том, что некоторые региональные телеканалы не попадут в третий цифровой мультиплекс. Да, безусловно, им придется нелегко – они не получат привилегированного статуса и будут вынуждены развиваться в кабельных и спутниковых сетях. Все условия со стороны операторов для такого развития есть, и многие региональные телеканалы эти возможности давно уже оценили и работают. У нас, например, в пакетах несколько региональных каналов: "Девятый канал Орбита", "Южный Регион Дон", "Север", "СТВ-Плюс", "ОТВ-Челябинск", "Дагестан", "ТНВ-Планета", "Грозный". У наших конкурентов тоже появились в последнее время платные региональные пакеты. Рынок российского телевидения жив не одними только первым, вторым и третьим мультиплексами. Уже более половины населения России в той или иной мере пользуется Pay TV. Вопрос исключительно в том, чего вы хотите: развиваться и зарабатывать деньги, делая интересный контент, или "искать кормушку"? В конечном счете главное – это качество предоставляемого зрителю контента, именно зритель делает свой выбор, "голосуя кнопкой", а не государство и не операторы. Если вы можете создать интересный телеканал, он будет востребован, не можете – никакие мультиплексы вам уже не помогут.
Юлия Шахманова, коммерческий директор "Триколор ТВ"