Исследование показало: почти 50% зрителей регулярно смотрят только три канала.
Анна Воронцова,
кандидат социологических наук, эксперт отдела социологических исследований аналитического центра "Видео Интернешнл", - специально для "Известий"
В начале июня аналитический центр "Видео Интернешнл" провел третий этап опроса "Телевидение глазами телезрителей". В ходе него выяснилось: телезрители "прокладывают тропинки" по эфиру, часть каналов они просто игнорируют. Список несчастливых каналов возглавляют "Культура" и "Спорт", их не смотрит каждый третий от числа тех, кто имеет возможность их принимать. "Культуру" игнорирует в основном молодежь, а "Спорт" - женщины.
При прожиточном минимуме современного телезрителя - 14 принимаемых каналов - что-то из них люди смотрят регулярно, какие-то периодически "пролистывают", а часть попросту игнорируют. В отличие от женщин, склонных обходить стороной каналы с "мужским" уклоном (это "Спорт", 7ТВ, РЕН ТВ, ДТВ, РБК и некоторые другие), мужчины зачастую находят что-то в типично "женских" каналах - например, на "Домашнем". Передача BBC WORLD или, к примеру, сериал "Альф" - вполне в мужском вкусе, хотя, в общем, "Домашний" мужчинам не по душе.
В среднем горожане регулярно смотрят 4 канала. Иногда людям просто не из чего выбирать - многие каналы еще не добрались до российской глубинки. Практически половина - 47% городского населения России - ограничивает свое регулярное телеменю тремя каналами. Чаще всего это жители небольших городов, где набор каналов скуден, а качество приема оставляет желать лучшего. Если же такая ситуация с телесмотрением повторяется и в крупном городе, то практически наверняка это женщины от 55 лет. Основным ингредиентом в таком телесмотрении выступает "Первый канал", а гарнир - местный канал в сочетании с "Россией", НТВ, СТС или ТНТ. 33% жителей мегаполисов регулярно смотрит 4-5 каналов. В отличие от предыдущего варианта, где выбор количества каналов продиктован плохим ассортиментом, здесь такой выбор делается сознательно. Зрители могут принимать около десяти каналов и в хорошем качестве, однако их жажда вполне удовлетворяется программами 4-5 каналов: это "Россия", "Первый канал", РЕН ТВ, "Культура" и "Спорт". Каждый пятый опрошенный, 20% респондентов, регулярно смотрит шесть каналов. Как правило, это молодежь, мужчины от 20 до 30 лет, жители городов-миллионников и абоненты платного телевидения. В среднем у этой части аудитории телевизор может принимать по 20 каналов. Это создает свои трудности - их точный телемаршрут невозможно определить, у каждого свои предпочтения, и сочетания каналов здесь зачастую уникальны. Пятерка предпочитаемых каналов здесь не меняется, типы зрителей - это "молодые женщины", "молодые взрослые", "состоявшиеся взрослые", а также два обобщенных типа - "мужчины" и "женщины". Список "молодых женщин" обязательно включает в себя передачи сетевых каналов - СТС, ТНТ, РЕН ТВ и "Домашнего", в добавление к которым идут другие каналы. Чаще всего такое телеменю характерно для женщин в возрасте до 40 лет, студенток, домохозяек.
"Молодых взрослых" объединяет интерес к каналам СТС и РЕН ТВ, а также увлеченность музыкальными каналами Муз-ТВ и MTV. Здесь не так силен "женский" компонент ("Домашний" и ТНТ), и в качестве "дополнительных" каналов часто фигурирует "Спорт", что говорит о довольно выраженном "мужском" профиле группы. Эти телезрители - чаще всего люди в возрасте до 40 лет, как правило, - жители городов с населением от 500 тысяч человек. Третья группа - "состоявшиеся взрослые" - это, как правило, жители крупных городов в возрасте от 40 лет и старше, с образованием средним и выше, нередко - пенсионеры. В принципе люди старше 40 лет не склонны к многоканальному просмотру, но если даже и привержены нескольким каналам, то предпочитают те, где идут информационные и аналитические программы. Стандартный набор - "Первый канал", "Россия", НТВ, "Культура", РЕН ТВ, ТВЦ и Euronews.
Две последние группы представляют собой квинтэссенцию "мужских" и "женских" предпочтений. Для мужчин в целом характерен интерес к спорту, новостям, аналитике, музыке и кино. Соответственно, их набор представлен каналами "Спорт", 7ТВ, НТВ, "Первый канал", ТВ3, MTV, Муз-ТВ, ДТВ и Euronews. Женщины же выбирают те каналы, на которых можно увидеть сериалы и кино, ток-шоу, новости и аналитические передачи, а также новости культуры. Их комплект каналов: "Первый канал", ТВЦ, ДТВ, "Домашний", НТВ, "Россия" и "Культура".
Приход многоканального телевидения приносит затруднения в отслеживание процесса телесмотрения. Телеменю уже стало индивидуальным, а с приходом цифрового вещания у зрителей будет возможность создавать свои собственные каналы, наполняя их нужным и интересным контентом. Конечно, не все телезрители будут использовать новые возможности цифрового телевидения. Те, кто сегодня обходятся парой-тройкой каналов при наличии десятка кнопок, и в эпоху многоканальности останутся верны в первую очередь себе, а во вторую - возможно, привычным брендам. Новые возможности привлекут тех, кто уже сейчас формирует свой телеассортимент, основываясь на программах нескольких каналов, кто активно ищет в эфире передачи "по вкусу" и легко ориентируется в программном наполнении каналов. Будущее уже не за горами - согласно правительственной программе, российское телерадиовещание должно перейти на "цифру" в ближайшие 7-8 лет, так что современных тинэйджеров можно будет назвать "цифровым поколением".
www.izvestia.ru/media/article3104959/index.html