Одна из приятных неизбежностей технологического прогресса – это расширение и совершенствование способов доставки контента до потребителя. Наши бабушки и дедушки cчитали невероятным прогрессом возможность смотреть "Семнадцать мгновений весны" дома на диване, а не отстояв очередь в соседний (или очень дальний) кинотеатр. Правда, только в назначенное время и по одному из двух каналов.
Наши родители были счастливы купить видеомагнитофон и взять на день посмотреть кассету с новинками двухлетней давности. Сейчас мы уже лениво выбираем, что нам удобнее - пакет спутниковых каналов или IPTV-приставка, которая позволяет наслаждаться "интерактивным телевидением". Ведь IPTV-телевидение делает просмотр видео гораздо комфортнее: фильм можно остановить, перемотать или вообще закачать себе на жесткий носитель.
Несколько лет назад в России писком моды был YouTube и другие сервисы бесплатного видео на экране монитора компьютера или ноутбука. Но эффект новизны проходит, и мы возвращаемся к тому, что давно уже поняли пионеры шоу-бизнеса: потребителю нужны эффектные зрелища и постановки на большом экране и в домашнем комфорте. И возможность взять кино в дорогу - на планшетном компьютере.
Дело за малым – организовать доставку контента, тяжелого и легкого, туда, куда нужно потребителю. Но в этой сфере за нас уже все придумали. Сначала такие передовики производства, как Google с Google Docs, а потом уже и ветераны, как Amazon, iTunes вышли на рынок с концепцией облачных хранилищ контента. Принцип очень прост: являясь зарегистрированным абонентом сервиса, вы можете в любом месте и с любого поддерживаемого устройства – Smart-TV, планшета, STB, медиа-плеера - подключиться к своему облачному аккаунту и смотреть кино. Например, оплатив месячный (или пожизненный) доступ к сериалу "Доктор Хаус", уехать в командировку, а вечером в гостинице подключить свой планшет через отельного броудбэнд-провайдера к облаку и смотреть очередную серию. Есть и более прогрессивные с точки зрения удобств потребления проекты: диснеевский KeyChest ("Сундук с ключами") и UltraViolet консорциума других студий во главе с Sony. Один раз оплатив доступ на любой платформе и в любом виде, вы получаете контент на любой другой платформе в любом месте.
Когда подобные сервисы будут созданы у нас? К сожалению, не в ближайшие три-четыре года. Дело в том, что российские компании сектора new media, занимающиеся видеоконтентом, больше внимания уделяют технологической составляющей, подчас забывая о потребностях своих клиентов. Поэтому у нас либо развиваются закрытые IPTV-провайдеры с ограниченным предложением контента VOD (видео по запросу) на своих закрытых серверах, либо онлайн-кинотеатры, которые позволяют смотреть видео на экране компьютера – что уже не так восхищает потребителя. Но, в конце концов, пользователи сами подтолкнут наших операторов к созданию "облаков контента".
Почему это нужно потребителям? Облака дают человеку свободу – свободу выбора и потребления. Ведь с помощью облака шоу, передачу, фильм можно смотреть на экране телефона, планшета и, что главное, на большом домашнем телевизоре. Ну и самая лакомая перспектива - в любое время получить доступ к своей информации. Например, ритейлер Walmart через сервис Vudu помог всем желающим оцифровать свой контент. Для этого надо было принести свои оптические диски – DVD и Blu-Ray - в супермаркет, закачать в облако и наслаждаться свободой выбора и доступа.
Андрей Вдовин
comnews.ru