Спутниковое ТВ, IPTV, видео по запросу. Ни одна конференция не обходится без спора о конкуренции технологий и ставок на победу в этой борьбе. Мы так привыкли говорить об этом, но давайте подумаем, а есть ли на самом деле эта борьба?
Каждая новая технология, выходя на рынок, намеревается покорить его, уничтожив все предыдущие. Кино должно было положить конец существованию театров. Интернету предрекали убийство ТВ. Но что мы видим? Кинотеатры мирно соседствуют с театрами, интернет и телевидение прекрасно дополняют друг друга. Вообще все новые технологии вплетаются в нашу жизнь и гармонично сосуществуют как сами по себе, так и формируя на стыке новые решения и продукты.
Недавно "Триколор ТВ" вывел на рынок свое ОТТ-решение и запустил ряд нелинейных онлайн-сервисов. Это послужило поводом для нового витка отраслевой дискуссии о востребованности спутникового ТВ у абонентов в будущем. Но ОТТ и спутниковое ТВ — не исключение из вышеописанного правила. Территория России огромна, существует множество труднодоступных населенных пунктов, до которых тянуть кабель очень дорого и неудобно. Да и климатические условия далеко не всегда способствуют ускорению процесса подключения этих территорий к сетям ШПД. И здесь спутник — единственная возможная технология, как с точки зрения организации доступа к ТВ, так и выхода в Сеть. А что касается жителей больших городов, то способ получения контента давно потерял для них значение, главное — качество и удобство услуг.
Разберемся подробнее. Да, технологии развиваются, проникновение интернета растет. Разумеется, это накладывает отпечаток и на предпочтение абонентов, модель потребления цифровых услуг. Сейчас важно дать абонентам возможность смотреть ТВ нелинейно и мультисредно, обеспечивая все преимущества и максимальный комфорт современного телесмотрения вне зависимости от способа получения сигнала. Долгое время "Триколор ТВ" работал по монупродуктовой модели — был спутниковым оператором, оказывающим услуги доступа к цифровому ТВ. Но мы как лидеры рынка понимали необходимость смены парадигмы развития и выхода еще и в интернет-среду. Важным шагом для нас стал запуск "Онлайн ТВ" (та самая OTT-платформа), а также нелинейных сервисов, для работы которых необходим доступ к Сети.
Массовое внедрение подобных гибридных технологий требует времени, поэтому мы масштабировали услугу поэтапно. В конце прошлого года "Триколор ТВ" вывел на рынок ряд новых продуктов — "Онлайн ТВ", а также сервисы управления эфиром, требующие интернет-подключения ("Телеархив", "Смотри с начала"). Они работали в тестовом режиме и были доступны только жителям Дальнего Востока. Чуть позже мы открыли доступ к этим сервисам для некоторых абонентов, проживающих в Центральной части России и Сибири, а с начала этого года постепенно расширяли список оборудования, для которого доступны новые сервисы.
Поэтапное внедрение связано с техническими особенностями IP-среды: спутниковая технология позволяет доставить контент миллионам абонентов единовременно, в то время как IP-среда требует поток трафика на каждого клиента. Как следствие — разработка отдельных технических решений для обслуживания определенного числа клиентов. А это потребовало времени. Зато сейчас мы смело можем сказать, что уже более 3,3 млн абонентов могут смотреть онлайн-телевидение "Триколор ТВ" и пользоваться расширенным функционалом сервисов управления эфиром.
Главная задача состояла в том, чтобы новые возможности абоненты получили, приложив минимум усилий. Поэтому все, что нужно сделать нашим абонентам, чтобы начать пользоваться новыми продуктами — подключить приёмник к интернету.
Впрочем, тип платформы не должен быть поводом для технологической дискриминации: все абоненты вне зависимости от способа получения контента должны иметь доступ к нелинейному телесмотрению. Так, несмотря на то, что разработка нелинейных сервисов, не требующих доступа к интернету, — сложный и трудоемкий процесс, "Триколор ТВ" уделяет этому направлению особое внимание. Нашим абонентам доступны такие уникальные сервисы как "Лучшее на ТВ" и "Кинозалы", которые работают без подключения к Сети. "Лучшее на ТВ" — новый флагманский рекомендательный сервис, который мы запустили в прошлом году. А несколько лет назад "Триколор ТВ" обновил свой первый нелинейный сервис "Кинозалы", благодаря которому уже более 7 млн российских семей могут смотреть видео по запросу.
И если ставить точку в разговоре о безусловной востребованности спутникового ТВ в будущем, то роль DTH-операторов в массовом распространении UHDTV сложно переоценить.
Поэтому нет. Никакой борьбы между технологиями нет, важно правильно внедрять современные технологии и грамотно выстраивать продуктовую линейку, давая абонентам возможность выбрать удобный способ доступа к услугам и сервисам. И именно это определяет сейчас и будет определять успешность работы операторов в будущем.
tvnews.by