В 2021 году российский рынок платного ТВ практически остановился в своем росте: по оценкам "ТМТ Консалтинг", абонентская база увеличилась всего на 0,6% (против 1,8% в 2020 году) и достигла 46,5 млн. Проникновение услуги составило 82,5%.
Объем рынка в денежном выражении вырос на 1,5% (самый низкий показатель за всю историю развития российского рынка платного ТВ) и составил 106,2 млрд руб. Причиной замедления динамики стало не только сокращение притока новых абонентов, но и стабилизация ARPU. Средний счет на одного абонента в прошедшем году вырос всего на 1 рубль (со 190 до 191 рубля) - операторы очень осторожно, во избежание усиления оттока, подходили к вопросу повышения тарифов. Кроме этого, увеличение доходности услуги сдерживал рост проникновения пакетных тарифов. С целью повышения среднего счета операторы еще больше внимания стали уделять развитию услуги VoD (видео-по-запросу), расширяя собственные библиотеки и заключая партнерские соглашения с онлайн-кинотеатрами.
Основной растущей технологией остается технология IPTV. Основная часть прироста абонентской базы (около 580 тысяч) вновь пришлась на "Ростелеком" и МТС, продолжающих строительство и модернизацию своих сетей и активно продвигающих конвергентные тарифы. На долю локальных операторов пришлось всего около 8% прироста.
В сегменте спутникового ТВ продолжается стагнация: суммарное число абонентов по итогам года выросло всего на 32 тыс. Больше всего подключений – у самого молодого игрока на этом рынке, компании МТС, которая, тем не менее, также отмечает значительное снижение притока новых абонентов.
В кабельном ТВ абонентская база сократилась на 360 тыс. Впервые сегмент продемонстрировал отрицательную динамику и в выручке (-0,9%) - этому способствовал отказ многих операторов (в частности, "Ростелекома") от повышения тарифов в 2021 году.
Все большую конкуренцию традиционным технологиям платного ТВ начинают составлять онлайнвидеосервисы – такие, как ivi, Кинопоиск, Okko, Megogo и др., которые в дополнение к VoD предлагают ТВ. Усилению конкуренции способствует и рост парка smart-телевизоров, на которых уже предустановлены многие видеосервисы с платными и бесплатными телеканалами.
За год структура рынка по технологиям претерпела небольшие изменения: доля IPTV в общей численности абонентской базы выросла с 22% до 24%, в структуре выручки - с 33% до 36%. Разрыв в доходах между КТВ и IPTV сократился с 9 п.п. до 5 п.п.
Состав и позиции крупнейших игроков российского рынка платного ТВ не изменились. Вновь лидером по приросту стала компания МТС, увеличившая за год число пользователей на 280 тысяч. Частично рост был связан с завершением присоединения к группе активов "Зеленой точки", купленных еще в 2020 году. Второе место сохранилось за "Ростелекомом" - абонентская база оператора увеличилась на 120 тысяч. Как и два предыдущих года, эти операторы стали единственными, чей годовой прирост превысил сто тысяч абонентов.
Остальным трем операторам из Топ-5 удалось сохранить положительную динамику (менее 0,1% - 0,7%), при этом прирост оказался незначительным – от 4 до 21 тыс. Все эти игроки придерживаются стратегии развитии услуги платного ТВ в связке с другими цифровыми сервисами – такими, как фиксированный и спутниковый интернет, онлайн-кинотеатр, видеонаблюдение и т. д.
В Москве отток пользователей превышает новые подключения: за год размер абонентской базы платного ТВ сократился еще на 100 тысяч – в основном за счет оттока в кабельном ТВ.
Одним из немногих растущих столичных операторов остается компания МТС - в течение года ей удалось подключить еще 42 тыс. абонентов IPTV. Уже в начале года компания переместилась с 3-го на 2-е место в рейтинге крупнейших операторов платного ТВ Москвы, потеснив долгие годы занимавшего вторую строчку оператора Акадо.
Прогноз развития рынка в 2022 году
По прогнозам "ТМТ Консалтинг", в 2022 году не следует ожидать заметного изменения абонентской базы, ее размер сохранится на уровне 46,4 млн. Остаточный потенциал новых подключений к IPTV более не сможет компенсировать отток в кабельном и спутниковом ТВ. Наметится тренд перехода на ОТТ-видеосервисы, установившийся на развитых мировых рынках, однако в России, по крайней мере в ближайшее время, он не будет ярко выраженным: фактором, препятствующим оттоку российских абонентов, остается низкая стоимость услуги платного ТВ.
Несмотря на прекращение роста совокупного числа подписчиков, динамика выручки в ближайшие годы останется положительной, причиной этого станут периодическое повышение тарифов и увеличение ARPU в результате роста спроса на VoD и подписки на контент онлайн-кинотеатров. По оценкам "ТМТ Консалтинг", среднегодовые темпы роста в ближайшие 5 лет составят 0,7%. Объем рынка по итогам 2022 года превысит 107 млрд руб.
Источник: cableman.ru