Домашний кинотеатр не так прост, как может показаться на первый взгляд, точнее он не прост для тех, кому однокоробочный вариант кинотеатра не кажется вариантом. Дело в том, что под понятием домашний кинотеатр кроется огромный набор вариаций компонентов и архитектуры их «сборки», а потому в зависимости от целей, которые вы себе ставите, можно собрать и летний сельский кинотеатр, и кинотеатр «Пушкинский» в вашем доме.
Элементы домашнего кинотеатра
Свой рассказ о "строительстве" домашнего кинотеатра мы начнем с самого сложного случая, с кинотеатра класса Hi-Fi, и сделаем так потому, что по мере продвижения от предельно сложной и качественной системы к предельно простой в вас будет крепнуть чувство правильного и верного решения в выборе своего кинотеатра. Существует распространенное заблуждение, что домашний кинотеатр – это его аудиосоставляюшая. Смею вас заверить, что это не так: домашний кинотеатр, как, впрочем, и обыкновенный кинотеатр, состоит из большого количества устройств, в число которых телевизор входит как важнейший компонент. Вы же не ходите в кинотеатр, в котором отсутствует экран. А потому создание кинотеатра начинается с приобретения телевизора или проектора. Правда, не скажу, что от выбора средства визуализации сильно зависит и выбор акустического или усилительного оборудования, но согласитесь, не имеет никакого смысла приобретать комплект акустики стоимостью в несколько тысяч условных единиц для 20-дюймового телевизора, и, наоборот, плазменная панель аналогичной стоимости не будет смотреться с акустикой за 200 долларов. Советовать тут ничего не стоит, однако общепринятое соотношение стоимости комплекта «визуализация – компоненты – акустика», как правило, выглядит как 1:1:1.
Из вышеперечисленного соотношения становится ясно, что домашний кинотеатр состоит из трех основных элементов – средства визуализации, под которым подразумевается телевизор или проектор, компонентов аудиосистемы, которые включают в себя источники аудио-видео сигнала, аппаратуру коммутации и усиления, и, наконец, акустики. Но сейчас речь не о средствах визуализации, так как мы о них уже писали и еще будем к ним возвращаться, а о том, без чего кинотеатр не создаст того звукового сопровождения, над которым бьются все ведущие кинокомпании мира, великие звукорежиссеры, звукооператоры и мастера аудиоэффектов. Поговорим о компонентах и акустике.
Аудиосистемы и системы домашнего кино
Да, еще одно замечание. Домашний кинотеатр имеет предельно много сходного с аудиосистемами, и можно смело сказать, что родился благодаря им. Аудиотехника долгие годы развивалась врозь от кино и предназначалась исключительно для любителей музыки, но домашний кинотеатр – это иной класс техники, и он решает совершенно иные задачи, нежели аудиосистема, имеет иную технологическую составляющую и иное звучание. А потому, если вы относитесь к звуку ответственно, вы вряд ли станете слушать музыкальные произведения на домашнем кинотеатре, а абсолютное большинство аудиосистем просто не подходят для просмотра домашнего кино, так как не имеют той многоканальности звука, которая и обеспечивает объемное звучание в кинофильме. А потому мы раз и навсегда примем для себя, что аудиосистемы и системы звука для домашнего кино – это принципиально разные вещи.
Список требований к домашнему кинотеатру класса Hi-Fi
Требование первое, абсолютно необходимое, но не обязательное: акустика и компоненты должны быть дорогими. Стоимость каждого отдельно взятого изделия (в шт.) должна составлять не менее 300 у.е. Требование второе, обязательное: акустика и компоненты должны быть изготовлены компанией, являющейся однозначным брендом в Hi-Fi мире. Список таковых прилагается, однако по отдельным компонентам системы таковых нами насчитано не более 30 на планете.
Требование третье: кабели. Да, кабели, потому что кабели тоже должны максимально точно и без помех передавать все сигналы системы вашего кинотеатра, быть от известных производителей и дорогими.
Источник AV-сигнала
Из чего же состоит аудиокомпонент домашнего кинотеатра? Начнем с самого начала, с источника аудио-видеосигнала. Безусловно, главный источник сигнала сегодня – это DVD-проигрыватель, который в народе иначе как плеером не называют. Но вместе с DVD-плеером сигнал вашему театру могут нести также эфирная антенна и ТВ-тюнер телевизора, спутниковая антенна и спутниковый ресивер, и даже кассетный видеомагнитофон еще рано списывать со счетов.
DVD-проигрыватель сегодня самый популярный источник сигнала, так как воспроизводит с равным успехом и аудиофайлы с музыкальных компакт-дисков, так и большинство видеофайлов, и хотя есть различия по воспроизводимым форматам, продукты многих, даже самые известных компаний, сегодня поддерживают все форматы Mpeg4, который еще совсем недавно считался исключительно пиратским.
Коммутационно-усилительная аппаратура
Коммутация и усиление – это не две задачи, как может показаться на первый взгляд, а три. Во-первых, коммутация, то есть получение аудиовидеосигналов со всех возможных и порой весьма различных источников и распределение их на конечные устройства домашнего кинотеатра. Во-вторых, изменение сигнала, конечно же, речь в первую очередь идет об эквализации, то есть подстройке темброгласа под личное восприятие и параметры данного фильма, но кроме этого есть еще варианты управления многоканальной системой вплоть до реверса отдельных каналов и даже регулировки реверберацией (эха). Громкость также относится к регулировкам аудиосигнала. И, наконец, само усиление аудиосигнала перед подачей его на колонки. Самым распространеной схемой домашнего кинотеатра является однокомпонентая схема, где все вышеперечисленные функции выполняет одно устройство – ресивер. Сегодня все больше и больше ресиверам создает конкуренцию другой центр обработки AV-сигнала, который по совместительству выступает и его источником – медиацентр. Он представляет собой многофункциональный компьютер с расширенными медийными воможностями и снабженный программной оболочкой "MediaPlayer". Она позволяет управлять медиацентром с помощью обычного пульта дистанционного управления, отчего тот как бы перестает быть компьютером и становится компонентом домашнего кинотеатра.
На ресивер возложены все задачи управления и усиления, как правило, он собран как одно устройство и управляет 6, 7 и даже 8-ю каналами объемного звука, которые называются соответственно 5.1, 6.1 и 7.1.
Однако не все кинотеатры используют ресивер как главный элемент усиления-коммутации, нередко встречаются и пораздельные системы, где используют несколько компонентов. Перечислим их. Блок коммутации: на него приходят все кабели от всех устройств и от него же сигналы уходят по остальным устройствам. Например, от DVD-плеера видеосигнал уходит на плазменную панель, выступающую в роли средства визуализации, а цифровой аудиосигнал по оптическому кабелю на предусилитель. Однако даже на очень серьезной технике его порой игнорируют как лишний элемент. Хотя можно назвать и пример плазменной линейки телевизоров Pioneer, у которых блок коммутации выполнен внешним устройством вместе с ТВ-тюнером.
Предусилитель – важный компонент системы, он предназначен, для того, в честь чего и назван, для предварительного усиления сигнала. Надо заметить, в нем ничего не крутится и ничего не регулируется, главная задача предусилителя – сглаживать возможные помехи системы и подавать на усилитель мощности максимально качественный сигнал.
Эквалайзер – он же темброблок. В этом устройстве звук регулируется по отдельным частотам, для того чтобы, например, поднять басы или, наоборот, высокие частоты. На многих эквалайзерах имеется регулировка до 24 каналов. Усилитель мощности – на усилителе стоит, как правило, один единственный регулятор, который меняет громкость звука. И все. А порой и он не стоит, а регулировка идет с передусилителя, зато усилитель мощности гарантирует, что помехи от рядом находящихся устройств никоим образом не будут «наведены» на окончательный звуковой сигнал.
Акустика
Кинотеатральная акустика многоканальна в ней не менее 6 каналов включая канал сабвуфера, и в этом ее отличие от двуканальной (стерео) и акустики мультимедийного класса 2.1. Многоканальность позволяет донести до зрителя совершенно разный звук из всех колонок в центр точки звучания или, как ее еще называют, зоны комфортного звучания. В этой зоне слушатель слышит ту звуковую картину, что создали на студиях звукозаписи кинокомпаний. Да-да именно так, не записали, а именно создали, потому что современное кино – это кино виртуальных не только видео, но и аудиоэфектов, которые усиливают восприятие от фильма. Многоканальность, как мы уже говорили, делится на классы 5.1, 6.1 и 7.1, где первая цифра говорит о количестве каналов и, соответственно, колонок-сателлитов, а вторая – о наличии сабвуфера в системе. Однако если вы считаете, что, купив многоканальную аудиотехнику, вы будете постоянно смотреть кино с объемным звучанием, я посмею вас разочаровать. Большинство выпускаемых фильмов все еще имеет лишь стереозвук, и лишь лицензионные и многоканальные диски дадут вам то, о чем вы мечтаете.
Сабвуфер – это самая масивная колонка в системе. Отсутствие элегантности не мешает ей выполнять главную задачу – качать басы. Глубоких и низко прописанных басов добиваются за счет огромного динамика с большим ходом излучателя. Как правило, сабвуфер снабжают фазоинвертором, специальным акустическим устройством, которое выталкивает наружу тот воздух, что сжимается в корпусе колонке при движении динамика внутрь. Это придает басам дополнительную громкость и глубину.
Фронт – это не военный термин, а обозначение пары колонок, стоящих впереди справа и слева. Они, в свою очередь, бывают напольные или полочные, это зависит от назначения и размеров. Как правило, в колонках стоит не менее двух динамиков, которые отвечают за прорисовку высоких и средних частот. На таких колонках также могут быть фазоинверторы.
Тыл – это почти такие же колонки, как и фронтальные, порой это вообще одни и те же колонки. Хотя иногда это два типа ,колонок и тылы при этом чуть менее мощные. А в целом из-за того, что фронт и тыл похожи между собой, их часто называют просто сателлиты.
Центр – колонка, расположенная строго по центру. Центральная колонка не похожа ни на сабвуфер, ни на сателлиты. Она, как правило, полочная и лежит горизонтально, в отличие от сателлитов, которые обычно бывают вертикальными и чаще всего напольного типа. Нередко встречаются системы, в которых фронтальные и центральная колонки объединяются в одну большую длинную и лежачую колонку.
Прочие – не отличаются от уже известных вам сателлитов, просто они равномерно распределяются в пространстве между фронтом и тылом. Так бывает на системах 6.1 и 7.1.
Иные классы кинотеатров
Ресивер-DVD-проигрыватель. Не так часто встречающийся тип устройства для домашнего кинотеатра, однако не стоит путать устройства этого типа со следующим типом устройств, с кинотеатрами в одной коробке, так как они не комплектуются акустикой и производятся, как правило, достаточно известными производителями. Ресивер-DVD-проигрыватель можно смело назвать достойной заменой полнокомплектного кинотеатра для тех случаев, когда вам или некуда ставить огромное количество аппаратуры или просто элементарно хочется получить хорошее качество за скромные деньги.
Кинотеатр в одной коробке. Да, такой кинотеатр также имеет право на существование и, мало того, в последнее время известные бренды начали интенсивно разрабатывать подобные решения, так как почувствовали огромный спрос на них. Однако при приобретении такого комплекта оборудования обращайте внимание и на производителя, и на колонки, так как получить сколь-нибудь приличный звук из «чебурашек» (так называют маленькие колоночки с одним слабым динамиком) вряд ли возможно. Но вместе с тем встречаются очень неплохие коробочные кинотеатры, дающие хороший для своего класса звук.
Теперь вы знаете о кинотеатре все. Желаю успешного выбора.
Источник: www.alltelevision.ru