Власть обеспокоена отсутствием на телевидении содержательных дискуссий, прежде всего по поводу Стратегии-2020 и борьбы с коррупцией. Об этом вчера в кругу экспертов докладывал глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Формат политического телевещания необходимо корректировать под Дмитрия Медведева и новый курс инновационного развития России.
Президент посетил, встретился, подписал... В путинскую эпоху протокольные мероприятия превратились в каркас новостей. Причем никто лучше "Владимира Владимировича" не мог аргументировать непопулярные решения власти, никто лучше не мог разговаривать с народом. Медведев другой - не мастер хлесткой реплики, но освещать его работу каналы продолжают в путинском стиле. "Самые лучшие путинские форматы в отношении Медведева выглядят как вторичные, в их рамках он не может действовать естественным для себя образом", - переживал Павловский, а поддерживал его ведущий телепередачи "Что делать?" Виталий Третьяков.
Речь по сути идет о том, что Дмитрий Медведев не вписывается в образ, который ему сейчас пытаются рисовать телеканалы, показывая его то с колхозницами, то с ткачихами, которых он целует. И дело не в том, что уходящим в глубину гигантской фермы он выглядит как-то одиноко, а в том, что современным менеджером (или чиновником) благодаря таким вот кадрам со спины не прослыть. И новый курс в жизнь не претворить. И коррупцию не побороть. "Редакционная политика ТВ не создает и не поддерживает сильных социальных мотиваций для заявленных политическим руководством страны целей и приоритетов", - говорится в исследовании ФЭПа.
- Дефицит содержательных дебатов, остались заведомо популистские форматы, придя на которые можно только кричать, - поморщился Павловский, говоря о политических ток-шоу в целом и намекая на программу "К барьеру!" в частности.
Послушав его, директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская тут же предложила проводить в эфире мозговые атаки - игры по поиску консенсуса между людьми с разными мнениями. В общем, требуется "включение новых, общественных сред в реальную политику". Кроме региональной элиты, это, видимо, еще люди-созидатели. "По-прежнему на ТВ доминирует панель "героев" 90-х - криминальные банкиры, милиция, бандиты. Мало представителей инженерных, научных, рабочих и иных востребованных задачами инновационного развития профессий", - отмечают аналитики ФЭПа.
"Контроль государства над телевидением, даже в зоне государственных СМИ, - в целом иллюзия", - подтвердил Павловский, добавив, что есть консенсус политиков и собственников СМИ, разновидность неформального общественного контракта. То есть атмосфера спертая, но дышать можно. К тому же власть сама не прочь открыть форточку. Которая рядом с окном в Европу.
Президент о СМИ
Никакого специального контроля за средствами массовой информации, который бы отличался от тех форм контроля, которые существует в других странах, у нас нет. Мне неоднократно приходилось говорить, что и электронные средства массовой информации, и печатные средства массовой информации, и так называемые новые средства массовой информации, скажем, интернет-средства, абсолютно свободны, но, конечно, их редакционная политика - это дело, которое определяется их хозяевами. Если речь идет о частных средствах массовой информации, то они определяют редакционную политику; на государственных каналах есть соответствующие редакционные советы. Но считать, что эти редакционные советы, что эти органы управления проводят какую-то особенную политику, я не могу.
Из интервью агентству Рейтер. 23 июня 2008 года