Полуфинальный матч Евро-2008 между сборными России и Испании, транслировавшийся 26 июня на телеканале «Россия», собрал рекордно высокую аудиторию — его смотрело 70,5% телезрителей. Эксперты связывают такой интерес россиян к своей сборной по футболу с подъемом патриотических чувств в результате неожиданных побед национальной команды и с желанием видеть нашу страну лидером на мировой арене.
В пресс-службе телеканала «Россия» назвали трансляцию матча беспрецедентной по доле и рейтингу телезрителей. «Никогда ранее ни одна трансляция или передача не собирала такой массовой аудитории. Даже новогодние выступления президента страны не вызывали такого ажиотажного интереса», — заявили РБК daily в пресс-службе канала. По данным Gallup Media, в Москве среди аудитории старше 18 лет процент от числа всех потенциальных телезрителей составил 28,5, а доля от общего числа людей, смотревших в тот вечер телевизор, и вовсе 70,5%.
Громадный интерес полуфинал Евро-2008 с участием российской команды вызвал и за рубежом. По данным The Guardian, количество телезрителей, смотревших прямую трансляцию встречи Россия — Испания на канале ITV1 в течение двух часов, составляло более 7 млн человек, собрав долю в 32%. А последние 15 мин. игры досматривали и вовсе 8,3 млн болельщиков. Подобную аудиторию собрал в это время только сериал EastEnders на канале BBC — 7,1 млн человек, с долей в 36%. Первый полуфинал Германия — Турция, несмотря на неоднократные сбои картинки из-за грозы, на канале BBC посмотрело 7,5 млн телезрителей.
«Большинство россиян ожидало победы и в этом решающем матче, — рассказала РБК daily директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук. — Ведь нам на протяжении этого года везло. Все заразились так называемыми таблетками счастья. Мы проводили исследования о том, как россияне относятся к победам своих национальных команд на крупных соревнованиях, а также на конкурсе «Евровидение». В большинстве своем они воспринимают победы как абсолютно заслуженные и закономерные. Достижения на мировой арене помогают и поддерживают национальную идею. Собственно, слоган «Россия, вперед!» и оказался той национальной идеей, которая объединила наших граждан. Рекорд телетрансляции обеспечили именно позитивные эмоции, причем связанные со своей страной, вызвавшие подъем патриотических чувств. Отрадно, что патриотизм получил именно такое проявление. Немаловажным фактором стало и то, что мы очень долго не побеждали на подобных соревнованиях», — отметила г-жа Каменчук.
Комментатор телеканала «Спорт» Владимир Стогниенко не видит в рекордных трансляциях ничего удивительного. «Футбол — самый популярный вид спорта во всем мире. А российские болельщики соскучились не только по большому футболу, но и по большим победам. Ведь у нас давно не было таких крупных успехов, — считает он. — Многие очень хотели и ждали финала. Но дело даже не в том, что мы вышли в полуфинал, а именно в красивом футболе, который показала сборная. Стоит отметить и новую для россиян культуру карнавального празднования, которую они с удовольствием освоили. Традиция отмечать успешные выступления своих национальных команд существует во многих странах мира уже достаточно давно. Приятно, что теперь и мы к ней приобщились».
http://www.rbcdaily.ru