В один из «околопраздничных» дней я услышал от коллеги очень, как мне кажется, «трендовую» и давным-давно актуальную фразу: Знаешь, у меня дома 80 каналов, а смотреть по ним абсолютно нечего, и это не понты – я на самом деле постепенно отказываюсь от телевизора. С ней трудно поспорить. Факта, что телевидение, как в целом, так и в конкретном вещевом проявлении превращается в нарицательное «зомбоящик», нельзя не заметить или пройти мимо него. Новый год телевидение встречает если не в кризисе, то, абсолютно точно, с явным понижением рейтинга массового интереса.
Об этом, между прочим, задумывались на самом высоком уровне совсем недавно. В своем Федеральном послании Дмитрий Медведев выдвинул ряд инициатив по созданию в стране общественного телевидения. Однако есть большие сомнения в том, что даже если все получится (хотя еще совсем непонятно, что подразумевается под термином «общественное» и как все это будет выглядеть), подобное медиа будет во всех смыслах альтернативное или хотя бы «свежее». Беря в расчет политические интересы и интересы рекламодателей, можно легко предположить, что процесс красивого зомбирования продолжится, а общественный канал будут с открытым ртом смотреть лишь пенсионеры.
А что, собственно говоря, кроме «общественного» будущего мы имеем на сегодняшний день? Основная тенденция очевидна – телевидение становится лишь фоном для жизни, а телевизор – красивым предметом интерьера, на котором удобнее рубиться в PlayStaion, нежели внимательно что-либо смотреть. Отчасти эта тенденция связана и с изменяющимися условиями жизни – мир стал куда более мобилен, насыщеннее, разнообразнее. И если раньше выделить час на новости или другую тематическую программу (особенно во времена СССР, когда за этим ходили по соседям) являлось делом чуть ли не святым, то теперь это абсолютно не так. На «святое» не хватает как времени и сил, так и порою желания по причине элементарного отсутствия стабильно качественного контента. Более того, как верно было подмечено в одном из текстов про будущее, возрастающая «клиповость» сознания и все та же мобильность мира заставляет быть более востребованными другие источники и методы подачи информации.
Что касается контента (то есть, главного пункта обвинения), с одной стороны, мне, как человеку имеющего к телевидению заинтересованное отношение, трудно обвинить во всех грехах непосредственно работников. Никому ведь не объяснишь, что ряд материалов априори необходимо поставить в силу их направленности, что существует конкуренция и борьба за выживание, что необходимо учитывать интересы рекламодателей. Об этом в данном блоге уже неоднократно велась речь. Стоит также добавить, что новые, более-менее открытые площадки, каналы все-таки еще появляются или модернизируются. Русский голос Формулы-1 Алексей Попов в одном из ярчайших интервью этого года заявил, что «Россия-24» - канал европейского уровня, что это «реально классный канал». Полностью с ним соглашусь, в первую очередь, по пункту соответствия категории «формат-качество». Нельзя не отметить и проект «Дождь» Натальи Синдеевой. Не совсем уверен, что «Дождь» - это ярко выраженная альтернатива. Но «Дождь» - это профессионализм и какая-никакая новизна.
Но в плане новинок и развития, конечно, «ливнем» и частью ВГТРК трудно ограничиться. Отсюда закономерный вывод – свое телевидение, как и музыку, как и другие развлечения, нужно искать, а не сидеть сложа руки и размышлять, как же был хорош MTV раньше и что за бесформенную ерунду он напоминает теперь. «Зомбоящик» превратился в совершенно особую среду, ставящую нас в определенные рамки. В современном мире за них совершенно точно предстоит выйти. Переходя на интернет-каналы, спутник, максимально персонализировано настраивая YouTibe. Возможно, благодаря знаниям языка, переключаясь на западные аналоги (этот процесс, кстати, начинает потихоньку набирать обороты). Широкие просторы интернета и технологические возможности уже сейчас позволяют многое. Многое, прежде всего, для заинтересованного в своем развитии зрителя. Еще раз подчеркну, что кризис телевидения – это всесторонняя проблема, но нам найти выход из неё куда проще, чем задействованным непосредственно в технологическом процессе.
Как же какая-либо новая технология может качественно улучшить восприятие продукта? Во-первых, это налаживание большого количества персональных настроек. От самых элементарных – остановить информационный поток на нужном месте, а затем иметь возможность вернуться и посмотреть до конца. До сложных – телевидения под конкретного человека. Данная мысль уже далеко не нова, но чтобы максимально четко представить, что имеется в виду, обладателям планшетов от Apple, например, есть смысл заглянуть в приложение Flipboard. Из ассоциаций попроще и подоступнее – уже старый-знакомый твиттер.
Во-вторых, наверняка существует же возможность еще более качественно изменить картинку. Масштабы нынешних телевизоров слишком впечатляют, чтобы наслаждаться только 4:3 или 16:9 пусть и в цифровом качестве. Грядет эра 3D моделей, когда виртуальное пространство можно будет не только всесторонне почувствовать, но и потрогать. Пока вся подобная продукция, конечно, дороговата, но именно 3D уже постепенно начинает считаться форматом настоящего качества. К слову сказать, титульный спонсор Лиги Чемпионов «Sony» уже перестраивает свою работу на рельсы объемного изображения. И пусть сейчас им можно насладиться, в основном, лишь в кино или специализированных магазинах, более прикладное будущее технологии не может вызывать больших сомнений.
Ну и, в-третьих, ориентация на мобильность. Речь идет о создании максимального количества приложений для самых разных устройств. Причем такие приложения должны быть комфортабельны и удобны, а не представлять собой либо слишком простые, либо слишком перегруженные версии оригинала. Пока однозначный лидер среди таких штук, поступивших в распоряжение пользователей – ВГТРК с приложением «Вести». Оно одинаково успешно работает на самых разных платформах и максимально гармонично дублирует происходящее на канале. Надеюсь, пример «Вестей» еще будет адекватно поддержан, поскольку всевозможного хлама в этом отношении уже предостаточно.
При желании, конечно, абсолютно любой процесс можно перенаправить или несколько видоизменить. Это не так важно. Важно, что изменения назрели, а их отдельные проявления уже вовсю функционируют. Конечно, отдельной темой для разговора послужила бы морально-нравственная сторона «по ту сторону экрана» или СМИ в целом. Но здесь для изменения ситуации требуются куда более радикальные решения. А пока же я желаю всем когда-нибудь посмотреть очередное новогоднее обращение главы государства в специальных очках и абсолютно не жалеть о том, что вы не видите этого человека вживую.
http://www.sports.ru