Если раньше герой картины "Москва слезам не верит" говорил, что в будущем нас ждет "одно сплошное телевидение", то сейчас прогнозы звучат уже совсем по-другому.
Вскорости - не пройдет и 10 лет - наши мысли смогут воздействовать на то, что мы хотим увидеть. Вокруг будут многочисленные экраны. Если выглянуть из окна нашей редакции уже сегодня, то можно увидеть дом, одна стена которого - экран. Будет ли все, транслирующее изображение, называться "телевидением" - непонятно и непрогнозируемо. Но уже перед новым годом два центральных канала начали вещать в формате телевидения высокой четкости. А переход в России на цифровое телевидение "продлен" на два года - если раньше мы говорили о том, что к 2015 году у нас в стране отключат аналоговое ТВ, то теперь озвучена цифра 2017. Почему так? Страна технически не готова или медиапейзаж так стремительно меняется, что мы не знаем, какие технологии будут применяться в самом ближайшем будущем. А их - масса. Слово "инновации" в сегодняшние дни по популярности опережает остальные. Каким будет телевидение будущего?
Многие в нашей стране знают Александра Шульгина как композитора, автора и музыкального продюсера. Но он хорошо известен и у нас, и за рубежом и как эксперт в области цифровой среды и новых медиа. Обозреватель "РГ" выслушала мнение этого эксперта.
Александр, в одной из ваших статей, написанной семь лет назад, вы говорили, что телевидение уже к 2015 году, когда перейдет на "цифру", станет трехмерным. У каждого дома будет трехмерный телевизор?
Александр Шульгин: Конечно, нет. Не у каждого и сейчас есть дома телевизор. Но появляться трехмерное телевидение будет. Трехмерные планшеты, прототипы которых уже существуют, ожидаются в продаже уже в 2013 году. Нас ждет трехмерное телевидение без использования очков. Сейчас применяется технология с очками, но уже существует другая - без них. Хочу сделать существенное уточнение: технологии развиваются всегда определенным образом - параллельно в ходу несколько наработок и технологических решений. И в какой-то момент одна из технологий становится основной. И именно она принимается рынком. На сегодняшний день технологий трехмерного телевидения (хотя я бы даже не стал называть это телевидением, а скорее технологиями трехмерных изображений) несколько. Какая из них будет доминирующей, в данном случае не имеет значения. Важно, что разработки тех или иных моделей, готовых к серийному производству, уже представлены на рынке. И думаю, что в серийное производство они пойдут в 2013-2014 годах. Соответственно, начнут появляться у граждан, в том числе и у российских.
Люди могут сидеть у себя дома и сами формировать свой набор телеканалов на домашнем телевидении. Сегодня у людей много кабельных каналов, но они не в состоянии в этом обилии ориентироваться.
Александр Шульгин: Чтобы говорить о будущем визуального восприятия - еще раз говорю, что я не назвал бы это телевидением, давайте определимся с временными рамками...
Прогноз на 10 лет вперед
Александр Шульгин: Тогда уже будут прототипы многомерного телевидения. Телевидение высокой четкости и передачи сигнала дает возможность передавать не только качественную, но и многомерную "картинку" - несколько картинок одновременно. Вот недавно в прокате прошел нашумевший фильм "Облачный атлас", состоящий из шести новелл. Как устроено нынешнее кино? Сидят два человека и разговаривают. Один говорит - камера на нем, потом - монтаж, и камера переключается на другого человека. Тот слушает. Допустим, камера на лице первого героя. Что делает в этот момент второй, мы не видим. И наоборот. Только если общий план показывает нам двух героев, мы можем наблюдать за обоими, но тогда не видим, что делается в другом месте. То есть зритель видит некую последовательность, но не одновременность происходящего. Многослойность в "Облачном атласе" мы сами должны увязать в двухмерном пространстве, где одно следует за другим.
Но как же человек сможет воспринимать многое сразу?
Александр Шульгин: Есть одновременность многомерности. Уйдем к звуковому восприятию, которое было первично и легче воспринимается. В звуковом контенте когда-то было моновосприятие. Вот пример: Иувал сделал свирель, волшебную флейту. Это был монозвук, соло. Потом последовало развитие сольных инструментов. Вначале - одна струна, затем - несколько, после чего к игре подключили пение. И только потом мы получили полифонию, ансамбль, звучание нескольких инструментов одновременно. Это было колоссальное открытие - когда человек одновременно слышал звучание нескольких инструментов. Появился Бах, оттемперировал клавир и вместе с этим и музыку, музыкальный подход. Все переложили... Обозначили гармонию, строй, тональность, мелодию, лейтмотив, хроматику, расставили акценты - все звучит. Даже позже в какую-то какофонию пошли, в атональные вещи. И человек достаточно легко начал это воспринимать. Так что в скором будущем придет возможность научиться воспринимать многослойную "видеосимфонию" одновременно.
На сегодняшний день на каждого человека обрушивается колоссальный поток информации. Молодые ребята воспринимают ее гораздо лучше, быстрее и подготовленнее - если у них есть желание учиться, разумеется. Берут новый гаджет и быстро в него внедряются. Могут одновременно делать несколько вещей: сидеть в скайпе, смотреть кино, слушать музыку и говорить по телефону. Молодежь становится поливосприимчивой. И телевидение, вернее, визуальные медиа, движутся именно в эту сторону. Еще раз хотел бы уточнить, что я не стал бы его называть телевидением, точно так же, как мы не называем граммофоном какое-то воспроизводящее звуковое устройство.
Через 10 лет будет появляться телевидение многослойного восприятия - сюжеты будут идти одновременно. Вот как я сейчас одновременно вижу, что происходит, параллельно в голове могу еще что-то мысленно воспринимать и при этом о чем-то думать.
Подбор этих восприятий будет идти по принципу - то, что ты любишь, то, что тебе интересно, то, что ты ищешь и ждешь.
А подбор каналов, о котором вы спрашиваете, также будет другим. И он станет осуществляться по принципу - то, что ты любишь. Это не так, как сейчас - я хочу подписаться на канал про путешествия, кулинарию, про спорт и так далее и подписываюсь.
А как же?
Александр Шульгин: На сегодняшний день есть самая простая семантика - когда человека отслеживают по его поведению: что он читает, смотрит, слушает, с кем общается и так далее. Сейчас ведутся очень серьезные разработки в управлении ментальностью. То есть на сегодняшний день существуют прототипы - человек может управлять компьютером ментально. Техника в состоянии "слышать" команды, которые распознает по возбуждению нервных окончаний. Идет серьезное соединение технологий био с ай ти. Может быть, это произойдет чуть попозже, чем через 10 лет, но наши мысли смогут воздействовать на то, что мы хотим увидеть. И в это время уже не будет в помещении одного экрана. Экран будет везде, где могут быть стекла, стены, панели, даже просто пространство...
Как в том же фильме "Облачный атлас", когда перед героиней Холли Берри над стеклянным "столом" в воздухе открывается много экранов?
Александр Шульгин: Это старая модель восприятия. Достаточно понятно показали. Но, скорее всего, будет как в том же фильме "Облачный атлас", когда корейский революционер привел девушку-биоробота в помещение и вокруг начали играть экраны, создавая дизайн и обстановку. Технологии будут экранными, и более того - полиэкранными.
Много раз в футуристических фантазийных фильмах было показано, как герой рукой вызывает экран и смотрит на него. Так в большей степени в будущем станут функционировать некие коммуникаторы. Но информационным полем, к которому мы сейчас относим телевидение, будут экраны. Какое у тебя настроение, такую обстановку экран и создаст. Море и горы, или бабочки, или дождь пошел. Это не дизайн! Просто визуальное восприятие твоего настроения и внутреннего мира. При этом мы не будем жить в каком-то вымышленном виртуальном мире.
Когда сегодня говорят о новых СМИ, большинство склоняется к тому, что будущее за видео...
Александр Шульгин: Речь о контенте, и это важно. Мысль становится контентом. И мы говорим о том, что человек сам становится медиа. Не только потому, что он пишет в блоге или твиттере, а оттого, что он начинает думать и "выдавать" семантику.
Сусанна Альперина