Спутниковый оператор платного телевидения работает по крайне простой схеме. Есть телеканал. Этот телеканал связывается с оператором и говорит: "Мы хотим транслироваться в ваших пакетах". "Хорошо, – говорит оператор. – Давайте посмотрим, какой объем займет ваш телеканал на спутнике и сколько это будет стоить".
Телеканал и оператор договариваются, начинается вещание. И если во время вещания у телеканала возникают сложности технического, финансового или юридического характера, оператор может только развести руками и уведомить абонента о том, что этого телеканала в пакетах больше не будет.
Простота этой схемы, по-видимому, пугает тех, кто считает, что в жизни все должно быть сложно. Чтобы непременно был накал страстей и драматизм, масоны и тамплиеры. Человек по природе своей любит заниматься мифотворчеством и выискивать трагедию там, где ее нет. Откройте любую книжку Дэна Брауна, и вы поймете, как делается беллетристика подобного рода. Плевать, что неправда, зато как интересно! Какой волнующий сюжет! И проценты с продаж капают.
Тем, кому не дают покоя лавры Дэна Брауна и его миллионные тиражи, рассказываю, как все обстоит на самом деле. В России достаточно много телеканалов, в отношении которых употребляется эпитет "региональный" или "нишевой". Такие телеканалы нередко финансируются просвещенными губернаторами, различными фондами – в общем, это телеканалы, сделанные больше для престижа, нежели ради коммерции. В один прекрасный день игрушка надоедает, и телеканал закрывают. Приблизительно так же, к слову, финансируются провинциальные футбольные клубы. Был, например, от Московской области футбольный клуб "Сатурн", но губернатор Громов порылся в финансовой отчетности и понял, что денег на футбол у него больше нет. И футбольный клуб "Сатурн" расформировали.
Но когда мы заходим в Интернет и начинаем читать блоги или форумы, мы обнаруживаем обилие конспирологических теорий. Якобы кто-то где-то сказал что-то не то про высокопоставленного чиновника. Якобы могущественный олигарх решил, что на данном телеканале слишком много заказных материалов про его подрывную антироссийскую деятельность. Якобы таинственная группа "черных полковников", враждующая с "либеральными финансистами"… Я могу только позавидовать бурной фантазии наших блогеров.
Современный Интернет выполняет приблизительно ту же роль, что и кухня для советской интеллигенции. Именно по отношению к интернет-технологиям сейчас употребляется термин "сарафанное радио". Зайдите в ЖЖ, почитайте пару форумов – и ваше настроение поднимется, как после хорошего мистического триллера. Вот только к реальности такие истории не имеют ни малейшего отношения.
"Плавающие" и "слабые" телеканалы есть в пакетах практически любого оператора. И если такой телеканал вдруг прекращает свое вещание, это связано, скорее всего, ровно с той причиной, о которой я сказала выше, – финансовые трудности у телеканала. Немного другая ситуация с телеканалами зарубежного производства. Эти телеканалы часто предлагают контент, плохо ориентированный на отечественного зрителя, но при этом рассчитывают на максимальную выгоду. Рейтинги таких телеканалов низки, а амбиции весьма велики. Кончается все неизбежным разрывом. Например, с 1 марта прекратил свое вещание у всех российских операторов телеканал SyFy – не прижился.
Нужно понимать, что на место освободившейся транспондерной емкости всегда приходит кто-то другой. Вопрос в том, что предложит телезрителю этот другой телеканал, какой контент? Одно дело – хороший фильм в Full HD-качестве, оригинальная передача, дорогая спортивная трансляция, и совершенно другое – никому не интересный повтор зажеванного до дыр телесериала или матча двадцать девятой английской лиги в картинке 4:3.
Заговоры заговорами, а реальная жизнь – реальной жизнью. Как бы нам ни было по-человечески жалко расставаться с некоторыми телеканалами, но есть рынок и конкуренция и есть требования качества. В конечном счете, оператор заинтересован в том, чтобы дать своим абонентам максимально востребованный, интересный и качественный контент. Оператору выгодно сотрудничать с теми телеканалами, которые отвечают запросам современного зрителя, телеканалами, производящими свои оригинальные телепередачи, телеканалами, способными работать в формате телевидения высокого четкости (а не апскейлинга). Именно за такими телеканалами будущее. Именно на такие телеканалы делает ставку "Триколор ТВ" и расставаться с ними не собирается, какую бы научно-популярную фантастику не разводили в Интернете любители теории большого заговора.
www.comnews.ru