LTE – это выход для России с ее необъятными просторами и недостатком инфраструктуры "последней мили". Но как же помочь операторам сэкономить при развитии ШПД в труднодоступных регионах с малой плотностью населения, где особенно чувствуется цифровое неравенство и где совсем не рентабельно развивать инновационные технологии?
По данным аналитического центра "РИА Новости", в России доля пользователей Интернета составляет 46,9%. Конечно, на первом месте в рейтинге находится Москва (8,4 млн человек хотя бы иногда пользуются Интернетом), далее следуют Санкт-Петербург с 3,5 млн пользователей и Московская область – 3,1 млн пользователей. В числе лидеров также Краснодарский край, Свердловская и Тюменская области, Республика Башкортостан, Челябинская область, Республика Татарстан и Ростовская область. Среди регионов с наименьшей долей пользователей Интернета - кавказские республики: Ингушетия, Дагестан, Чечня – 4,6%.
Такая картина логична. Понятно, что в Москве и Петербурге препятствий для развития широкополосного доступа в Интернет нет. Здесь не только в каждой квартире есть возможность доступа от нескольких операторов фиксированной связи, но и у всех операторов "большой тройки" есть хорошее покрытие мобильного ШПД вплоть до подземки. Более того, в дневное время именно мобильные сети наиболее загружены интернет-трафиком - благодаря высокой платежеспособности и жителей, и компаний, которые оплачивают доступ в Интернет с мобильных устройств своим сотрудникам. Концепция "быть всегда на связи" очень востребована бизнесом. В регионах мобильный Интернет развит практически только в крупных городах, но и там это развитие тормозится высокой стоимостью услуги относительно уровня доходов населения, а следовательно и менее хорошим покрытием по сравнению со столицами.
Однако тренд перехода интернет-трафика в мобильные сети будет развиваться, тем более что цена смартфонов и планшетов снижается. За год средняя цена "умного" телефона упала на 15-20%, что делает эти устройства более привлекательными по сравнению с обычными моделями сотовых телефонов. В 2012 году было продано 43 млн "мобильников", из которых 30% пришлись на смартфоны. Годом ранее доля равнялась 22%, в 2010 году - 18%.
Помимо распространения смартфонов важным фактором развития рынка мобильного интернет-доступа является значительный рост пользовательского спроса на услуги мобильного доступа в Интернет, включая потоковое видео, компьютерные игры онлайн и т.д. Они требуют более высоких скоростей передачи данных и качества обслуживания, а также отвечают бизнес-потребностям - стремлению мобильных операторов связи к увеличению прибыли (поддержание ARPU за счет услуг передачи данных и снижение CAPEX в пересчете на абонента). Обеспечить абонентам необходимые скорости и объемы передачи трафика оптимальным образом может технология LTE - со скоростью передачи данных до 300 Мбит/с.
Однако с внедрением этой технологии в России не все так просто. На сегодняшний день основным сдерживающим фактором для полного и успешного развертывания сетей LTE является недостаточность частотного ресурса. В России сейчас в том или ином виде LTE-сети строят "Скартел" (Yota), МТС, "МегаФон", "Ростелеком" и "ВымпелКом". Но темпы строительства и, главное, расчистки частот таковы, что пока о полноценном 4G говорить не приходится. Не нужно также забывать, что сотовым компаниям приходится поддерживать и наращивать мощность существующих сетей GSM и 3G - их тоже не получится мгновенно "выключить" для введения стандарта LTE. Должны работать все три технологии одновременно. Именно под такую задачу сейчас "Техносерв" строит в 40 регионах в интересах "Ростелекома" мобильные сети на оборудовании, поддерживающем три технологии: GSM, 3G и LTE.
И все же технология LTE – это выход для России с ее необъятными просторами и недостатком инфраструктуры "последней мили". Мобильный широкополосный доступ позволяет охватить сразу большие площади. Напомню, что обеспечение доступными услугами ШПД всех жителей России является одним из стратегических приоритетов Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Так, до 2018 года предполагается предоставить возможность подключения к Интернету на скорости до 100 Мбит/с 80% населения России. Понятно, что для этого необходимо создать привлекательные условия для операторов, которым нужно минимизировать инвестиции в создание инфраструктуры ШПД в труднодоступных и удаленных районах - там, где сейчас операторов вообще нет.
Так что же может помочь операторам сэкономить при развитии ШПД в труднодоступных регионах с малой плотностью населения, где особенно чувствуется цифровое неравенство и где совсем не рентабельно развивать инновационные технологии? Для того чтобы подключить заветную базовую станцию по технологии LTE нужен магистральный канал, который и требует наибольших затрат. Вариантов немного. Можно тянуть современные волоконно-оптические линии в зону вечной мерзлоты или по бескрайним просторам Сибири, делая проколы под реками и вгрызаясь в гранит. Такая стройка обходится очень не дешево. Можно арендовать спутниковые магистральные каналы, что тоже очень дорого. К тому же для этого задействуются ограниченные ресурсы российской спутниковой группировки, которые уже несколько лет находятся в дефиците, да и информация о неудачных запусках новых спутников огорчает с завидным постоянством. Хороший выход - совместное строительство и использование операторами общей инфраструктуры (базовые станции и магистральные каналы). А для повышения рентабельности этих сетей и привлекательности проекта для операторов можно задействовать давно известный механизм компенсаций из фонда универсальной услуги, который как раз и планирует использовать для этих целей наше профильное министерство.
Сергей Корнеев