"Протон-М" собирали "кривыми руками"

Авария на спутникеВ аварии ракеты-носителя "Протон-М" со спутниками "Глонасс-М" замешан человеческий фактор. При сборке ракеты рабочие могли неправильно подключить датчики угловой скорости, перепутав "плюс" с "минусом".

Об этом сообщили вчера сразу несколько агентств со ссылкой на анонимные источники в ракетно-космической отрасли.

Ее представитель, близкий к комиссии по расследованию аварии, заявил "Интерфаксу", что сборщики перепутали полярность подключения датчиков угловой скорости. В результате система управления ракеты получала некорректные данные об ориентации и вырабатывала управляющее воздействие, уводящее ракету от заданного курса.

"Безусловно, это человеческий фактор, - соглашается источник ИТАР-ТАСС. – При сборке были заданы неправильные параметры, вследствие чего система управления ракеты получила неправильную команду".

По словам собеседника агентства, неверные данные в систему управления попали "из-за кривых рук". "Возможно, никаких претензий к самой системе управления как таковой нет, а ошибка была допущена при сборке", - полагает он.

В свою очередь, источник "РИА Новости", знакомый с ходом расследования, утверждает, что возможная ошибка в подключении датчиков угловой скорости не является основной причиной аварии, поскольку эта версия еще не проверена.

"Комиссия рассматривает различные версии причин аварии, в том числе человеческий фактор, но это не является истиной и окончательной причиной аварии. Это только одна из возможных версий. Комиссия продолжает работу", - отметил источник. Он напомнил, что комиссия рассматривает несколько версий: проблемы с системой управления "Протоном", сбой двигательной установки первой ступени ракеты-носителя, отказ оборудования стартового комплекса на космодроме Байконур.

При этом другой эксперт в ракетно-космической отрасли подтвердил "РИА Новости", что человеческий фактор мог стать причиной аварии. "В принципе, это возможно. Это может быть низкая квалификация работника, где-то что-то перепутал, бывает, что глаз даже у опытных специалистов "замыливается", - поясняет он.

Пресс-служба Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. М.В.Хруничева – производителя спутника – вчера была недоступна для комментариев.

Начальник управления коммуникационного менеджмента ОАО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС, выпустившее спутники, которые нес "Протон-М") Светлана Башкова сообщила ComNews, что никакой информации о ходе расследования на предприятие не поступало. "Мы отвечаем за спутники, госкомиссия не ставит нас в известность по ракете-носителю", - пояснила она.

Не стала комментировать версию о крушении "Протона-М" и пресс-служба ФГУП "Космическая связь". Представитель СОАО "Русский страховой центр", выступавшего главным страховщиком ракеты, заявил, что единственный сотрудник компании, ответственный за связи с прессой, находится в отпуске до 20 июля.

Роскосмос пока также не дает разъяснений о возможных причинах аварии.

Авария с "изделием 8К82КМ" - ракетой-носителем "Протон-М" - с тремя спутниками "Глонасс-М" произошла 2 июля 2013 г. в 8.38 мск при запуске с 81-й площадки космодрома Байконур. Из-за отказа маршевого двигателя первой ступени ракеты-носителя произошло падение с последующим возгоранием и взрывом.

Ущерб от инцидента составил, по предварительным оценкам, более 4,4 млрд руб. По данным источника ИТАР-ТАСС на страховом рынке, ответственность перед третьими лицами по запуску ракеты-носителя "Протон-М" застрахована Русским страховым центром на 6 млрд руб. Состраховщиками по договору выступили шесть компаний: "Ингосстрах", Военно-страховая компания, "СОГАЗ", "Капитал Страхование", "Рослес" и "Уралсиб". В случае нанесения ущерба третьим лицам основные расходы понесет Русский страховой центр. Однако, по предварительным данным Роскосмоса, на месте падения частей ракеты-носителя жертв и разрушений нет. Стартовый комплекс и расчет запуска также не пострадали.

Спутники застрахованы не были. "Мы страхуем только уникальные аппараты, - пояснила репортеру ComNews пресс-секретарь руководителя Роскосмоса Анна Ведищева. - Те, что есть в резерве, те, производство которых поставлено на поток, мы не страхуем, потому что дешевле изготовить новые, чем платить страховые взносы".

По факту аварии следственный отдел Следственного комитета РФ возбудил уголовное дело по ст.216 ч.1 УК РФ - нарушение правил безопасности при ведении работ.

"По данным следствия, в результате аварии были уничтожены ракета-носитель "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс", произведенными по федеральной целевой программе "Глобальная навигационная система", утвержденной постановлением правительства РФ №237 от 7.03.1995 г., финансируемой из средств федерального бюджета. Таким образом, государству причинен материальный ущерб в крупном размере", - заявил руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета генерал-майор юстиции Владимир Маркин.

Этот старт должен был стать вторым запуском "Глонассов" в этом году. Первый состоялся 26 апреля: с космодрома Плесецк успешно стартовала ракета-носитель "Союз-2.1б" с космическим аппаратом "Глонасс-М" №47.

Как рассказал репортеру ComNews Николай Тестоедов, генеральный директор – генеральный конструктор ИСС им. академика М.Ф.Решетнева, где были произведены спутники, "Глонасс-М" №47 уже заменил вышедший на днях из строя "Глонасс-М" №728. По его словам, пока даже примерно нельзя предположить, когда запуски возобновятся. Ранее начальник управления коммуникационного менеджмента ИСС Светлана Башкова заверила ComNews, что у компании пока есть резерв навигационных спутников. "Прямо сейчас готовы два "Глонасса-М" – нужны только средства доставки их на орбиту", - сказала она.

С 2001 г. из 74 запусков "Протона-М", который производится ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, лишь два закончились аварией по вине самой ракеты-носителя, причем с 2007 г. таких случаев не было. Все произошедшие за последнее время сбои происходили по вине разгонных блоков – "ДМ-03" и "Бриз-М".

 

http://www.comnews.ru/node/75654

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.