Монопольное телевидение

Медийный холдинг «Газпром-Медиа», владеющий телеканалами НТВ, ТНТ и НТВ+, приобрел компанию «ПрофМедиа», куда входят телеканалы ТВ 3, 2Х2 и «Пятница». В результате возникла крупнейшая монополия в телевизионной сфере. Общество защиты прав потребителей Калужской области обеспокоилось этой ситуацией и направило в адрес главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева открытое письмо с требованием добиться соблюдения антимонопольного законодательства.

Несмотря на бурное развитие интернета, телевидение сохраняет свои позиции как важнейшее коммуникационное средство. При этом все большее распространение получают платные телевизионные сервисы – кабельное, спутниковое и набирающее обороты интернет-телевидение. Соответственно, граждан интересует – а сколько и за что им предлагается платить? Эти вопросы находятся и в центре внимания коммерческих структур, которые используют рекламу для продвижения своих товаров и услуг. Главный, пожалуй, вопрос в этой сфере – не возникнет ли некая сверхмонополия, что, как показывает мировая практика, неизбежно приводит к ухудшению качества при росте цен. И если с алчностью естественных монополий нельзя бороться иначе как властным вмешательством, то для предотвращения возникновения монополий в конкурентных сферах призвано антимонопольное законодательство, за соблюдением которого в России следит специальный государственный орган – Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Совсем недавно СМИ проинформировали о покупке медийным холдингом «Газпром-Медиа» другого медиахолдинга – «ПрофМедиа», которому принадлежат такие телеканалы, как 2х2, Пятница, ТВ3. Учитывая, что «Газпром-Медиа» уже владеет такими рейтинговыми телеканалами, как ТНТ и НТВ, доля его на рынке размещения телевизионной рекламы возрастает. Однако глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пояснил, что доля рекламного рынка у «Газпром-Медиа» будет менее 35%, и поэтому ФАС не будет запрещать эту сделку.

Вместе с тем ряд граждан и организаций обеспокоены этой сделкой и не согласны с позицией ФАС. В адрес нашего издания поступило открытое письмо адвоката Общества защиты прав потребителей Калужской области Андрея Мучкина на имя руководителя ФАС, которое мы публикуем ниже. Мы надеемся, что ФАС ответит автору обращения в срок по закону, и нам станет доступен ответ ФАС (мы, разумеется, его тоже опубликуем), так как, по нашему мнению, автор жалобы приводит более чем справедливые и основанные на знании закона доводы.

Действительно, ситуация развивается таким образом, что Газпром через своих дочек покупает крупнейшие компании в разных отраслях экономики. Крупнейшая госкорпорация, зарабатывающая на продаже государственных природных ресурсов, таким образом, тратит огромные денежные средства не на социальные нужды, школы, детские сады, больницы, спорт, а покупает коммерческие проекты. Видимо, ее роль, как декларируется в рекламе Газпрома, не нужды общества, а коммерческая деятельность.

Мы будем следить за развитием ситуации и сообщать новую информацию.

«Уважаемый Игорь Юрьевич!

Общество защиты прав потребителей Калужской области обеспокоено планами холдинга «Газпром-Медиа». В «Газпром-Медиа Холдинг» входят:

  • Телекомпании НТВ, ТНТ, спутниковая телекомпания НТВ Плюс
  • Радиостанции «Эхо Москвы», CИТИ-FM, Relax-FM, Детское радио, Comedy Radio.
  • Издательство «Семь дней»: журналы «Итоги», «7 дней – Телепрограмма», «Караван историй», «Караван историй. Коллекция»; газета «Трибуна»; журнал-телегид «Панорама TV»
  • Кинокомпания НТВ-КИНО
  • Кинотеатры «Октябрь», «Кристалл-Палас»
  • Интернет-портал Rutube
  • ООО «ГПМ Технолоджи»
  • ООО «Газпром-Медиа» (продажа теле- и радиорекламы)
  • ООО «ГПМ-Диджитал» (продажа интернет-рекламы)
  • ОАО «Телебазис», ООО «Рекламная компания «СМС», ООО «КОМСТЭК» (управление и владение недвижимостью).

 

Исходя из ряда публикаций в средствах массовой информации, в ближайшие планы этого холдинга входит покупка «ПрофМедиа» – одной из крупнейших в России групп с лидирующими позициями в развлекательных медиа. Во всех ключевых сегментах рынка «ПрофМедиа» работает с премиальной аудиторией. Указанная группа компаний управляет рядом известных брендов, включая «ТВ-3», «Пятница!» и «2х2» в сегменте телевидения; «Авторадио», Energy, «Радио Romantika» и «Юмор FM» – в сегменте радио; «Централ Партнершип» – на рынке производства и дистрибуции кино; «Синема Парк» – на рынке кинопоказа; «Афиша» – в сегменте печатных СМИ; rambler.ru, lenta.ru, afisha.ru, 101.ru и других брендов – в Рунете. Эта сделка приведет к тому, что холдинг «Газпром–Медиа», кроме уже имеющегося, будет контролировать телеканалы ТВ3, «Пятница!» и 2х2, В то время когда у него под контролем уже имеются телевизионные каналы НТВ и ТНТи спутниковая телекомпания НТВ Плюс.

Фактически речь идет о глобальном изменении сил на рынке рекламы на телевидении. Как следует из отчета Вашей службы о доле каналов на рынке рекламы, доля «Газпром-Медиа» будет меньше 33%, в то время как закон о рекламе определяет, что преимущественное положение определяется 35%. Однако указанная сделка влечет не только изменения на рынке рекламных услуг. Федеральный закон № 135 ФЗ «О защите конкуренции» не определяет единственным признаком монопольной деятельности наличие в одних руках 35% определенного рынка, а приводит иные случаи доминирующего положения.

А именно такие случаи приведены в пунктах 3 и 6.1 статьи 5 Закона. Указанные нормы утверждают, что если доля трех субъектов превышает 50% либо пяти субъектов – 70%, а также такое положение сохраняется один год, рост цены не обуславливает снижение спроса на товар, информация о цене доступна неопределенному кругу лиц. Это указано в третьем пункте. Пункт 6.1 Закона аналогичен: субъект может сам определять цену на рынке, доступ на рынок затруднен, товар не может быть заменен другим, изменение цены не обуславливает снижение спроса на товар.

Из официального отчета Вашей службы за 2011-2012 годы следует, что основные «игроки» этого рынка – «Газпром-Медиа», «Видео Интернешнл», СТС, ВГТРК и «Алькасар», доля трех из них больше 50%, а пяти – больше 70%, и такое положение сохраняется больше года. Если говорить о последнем признаке третьего пункта статьи 5, то рост цены не обуславливает снижение спроса на товар, так как спрос на рекламу на ТВ всегда есть и цена на нее растет, как и везде у нас в стране. Информация тоже доступна всем.

Анализ этой покупки применительно пункта 6.1 закона указывает на аналогичную ситуацию. Такой крупный игрок, как «Газпром-Медиа», имея значительное количество телеканалов, может свободно сам определять цену. На этот рынок вряд ли кто-то сможет попасть и, естественно, товар не может быть заменен на другой (у нас нет другого телевидения) с тем изменением, о котором идет речь в настоящем обращении.

Очевидно, что ограничение конкуренции усматривается как минимум по двум пунктам закона, а статья 33 того же закона обязывает Вас отказать в согласовании сделки, ограничивающей конкуренцию.

В пользу приведенных доводов говорят и другие факты. Например, отчет, по которому Ваша служба учла устаревшие проценты минимум на полгода и, допустимо, у них уже больше 35%.

Считаю, что приведенные обстоятельства самым негативным образом отразятся на правах потребителей – гражданах России!

Прошу рассмотреть мою информацию по существу и принять с учетом нее законное и обоснованное решение».

Андрей Мучкин, адвокат Общества защиты прав потребителей Калужской области

 

corrupcia.net

Комментарии  
victorus1
Считаю, что приведенные обстоятельства уже, самым негативным образом отразились на правах потребителей – гражданах России:
Без обьявления "войны зрителям" компания Спутникового телевидения Триколор: вдвое увеличила стоимость своих платных услуг с 600 р. в год (за основной годовой тариф «ОПТИМУМ», стабильно удовлетворявший потребности и возможности оплаты основной массы зрительской аудитории в течение многих лет и заслуженно снискавший компании славу недорогого и доступного поставщика услуг спутникового телевидения) до 1200 р. в год за навязанный взамен тариф «Единый», введенный тихой сапой, т.е. без публичной рекламы в на ТВ каналах, прессе, на сайтах, в том числе и на самом «Триколоре», вместо прежнего тарифа «Оптимум» , который они тихо ликвидировали. Думаю, будет нелишним предать огласке негативный пример, когда завоевав монополию на «рынке» услуг начинают вытирать ноги об их покупателей и привлечь внимание к сему вопиющему нарушению Общества защиты прав потребителей.
Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.