Отличный материал встретился мне на просторах сети. Это статья о истории телевидения, телевещения и телевизоров в СССР. Думаю, чувство ностальгии тронет не только мое сердце ) Особенно отрадно, что опубликовал этот материал украинский сайт, за что им огромное спасибо!
Цикл материалов, который мы начинаем публиковать, посвящен истории Центрального телевидения бывшего СССР (ЦТ СССР): практически все государственные телекомпании ныне независимых государств, ранее входивших в состав страны, занимавшей одну шестую части суши, родом оттуда. Российское телевидение не является исключением.
А начнется наш экскурс с первой половины 50-х годов прошлого века – это было время перехода от мрачного прошлого всего Советского Союза к ожиданию чего-то нового и лучшего: время, когда еще не знали знаменитого слова «оттепель», но уже предчувствовали ее….
Надо сказать, что телевидение в то время потрясало сознание людей гораздо больше, чем в настоящее время нас удивляют появившиеся компьютеры, интернет, спутниковое вещание и мобильная связь вместе взятые.
Телевизоры в 50-х годах были достаточно редким явлением в квартирах советских людей, и счастливчики, заимевшие это чудо техники, неизменно оказывались в центре внимания всех соседей. Наверное, именно так должен был выглядеть волшебник, когда покрутив многочисленные ручки на большом ящике, подвигав линзу, заполненную водой, которая служила увеличителем размеров, хозяину диковинной новинки удавалось добиться появления на экране размером с почтовую открытку дрожащего, мелькающего, но вполне явного изображения из самой Москвы! Передачи смотрели от начала и до завершения вещания: вместе с тестовой таблицей и заставками, и все, что транслировалось, тут же живо обсуждалось.
Первый массово выпускавшийся Александровским радиозаводом советский телевизор носил имя «КВН-49»: цифры — год начала его изготовления, а название составлено из первых букв фамилий основных конструкторов аппарата: В. К. Кенигсона, Н. М. Варшавского и И. А. Николаевского. Из-за того, что аппарат довольно часто ломался, в народе его стали называть по буквам аббревиатуры: «Купил – Включил — Не работает».
22 марта 1951 года Совет Министров СССР принял постановление об организации телевизионных передач из Москвы. Тогда же была создана Центральная студия телевидения. Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно‑драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и общественно‑политическая редакция.
Вещательная сетка еще не имела четко выраженной структуры – не было постоянной привязки по времени новостных и музыкальных программ, кинофильмов и программ познавательного характера. Кстати, не было тогда и телевизионных фильмов, спектаклей и концертов – все это еще предстояло создавать.
В ноябре 1951 года было возобновлено телевизионное вещание в Украине, для этого по всем известному ныне адресу Крещатик 26 был открыт новый телевизионный центр. А первый фильм, который транслировался на украинском ТВ, назывался «Алитет уходит в горы» по роману известного тогда писателя Тихона Семушкина. Ленинградская студия телевидения была образована 26 января 1952 года: до этого передачи вел телецентр – техническая организация.
В 1952 году началось публицистическое вещание Центральной студии телевидения: в ноябре вышла в эфир первая передача о начале строительства электростанции на Ангаре. Чуть позже появились программы «Кинокамера смотрит в мир», «Документальный экран» и «По Союзу Советов».
В 1953 году Московский радиотехнический завод «Рубин» наладил выпуск телевизора «Север», который быстро стал популярен у населения. Внешне он представлял собой массивный ящик с деревянно-матерчатым фасадом, крупными ручками переключателей и маленьким-маленьким экраном в тройной коричнево-желтой раме, и, как и его предшественник, «КВН-49», был трехканальным.
На самом деле в стране существовал и транслировался в эфир один-единственный канал – вплоть до 1956 года. Сложившаяся монополия была нарушена 14 февраля 1956 года, когда в эфир вышла Вторая программа ЦТ, в этот же день, кстати, была создана редакция «Последних известий». Обе программы транслировались лишь в вечернее время, а Вторая – еще и не ежедневно. Длительность вещания была небольшой и варьировалась в пределах двух-трех часов, в зависимости от количества передач. Московское телевидение перешло на вещание без выходных дней с 1 января 1955 года (только Первая программа). А с октября 1956 года телевизионное вещание в Ленинграде тоже стало ежедневным.
В апреле 1954 года в прямом эфире впервые передавался телерепортаж из концертного зала, где проходил матч на первенство мира по шахматам между гроссмейстерами М. Ботвинником и В. Смысловым. Примерно в это время появляются новые телевизионные журналы (так их называли): «Знание», «Юный пионер», «Искусство», «Для вас, женщины» и т.д.
Следующая прямая трансляция была организована к большому празднику: 1 мая 1956 года был произведен показ праздничной демонстрации с Красной площади.
15 сентября 1954 года был принят план дальнейшего развития телевидения в СССР, по которому предусматривалось в течение трех лет построить программные телецентры в 27 городах, а ретрансляционные телестанции в 13 городах. Одновременно планировалось быстрое развитие приемной телевизионной сети, к 1957 году промышленностью должно было быть выпущено более 2,5 миллионов телевизоров.
Постепенно телевидение начинало приобретать более цивилизованный вид, 16 мая 1957 года был создан Государственный комитет по телевидению и радиовещанию. Его председателем был назначен Дмитрий Иванович Чесноков (бывший первый секретарь Горьковского обкома КПСС, главный редактор журнала «Коммунист»).
В 1957 году Москва принимала у себя VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов – событие чрезвычайное не только для столицы, но и для всей огромной страны. После долгих лет изоляции наши люди смогли посмотреть на людей из других стран, а иногда и пообщаться с ними, увидеть их образ жизни и поведение в различных ситуациях.
Что же касается телевидения, то именно к этому событию были впервые установлены так называемые «транспункты» (трансляционные пункты, нечто вроде передвижных телевизионных станций — ПТС). Один из первых располагался на стадионе Лужники, а следующий в Большом театре (через него осуществлялась также связь со всеми театрами Москвы).
В июне 1957 года информационные выпуски «Последних новостей» стали выходить в эфир три раза в день: первый эфир был в 19 часов, следующий – по окончании вещания. Ночной выпуск повторялся на следующий день в начале дневных передач…
Вполне уместный вопрос – а как обстояло дело с дикторами? Увы, собственных дикторов тогда на телевидении не было, поэтому приходилось прибегать к помощи «родственного» СМИ — радио. В штате студии появились бывшие актрисы, постигавшие премудрости новой профессии. Самыми первыми женщинами-дикторами стали: Нина Кондратова, Ольга Чепурнова и Валентина Леонтьева. А самой популярной из этой тройки была Нина Кондратова.
Когда начиналось вещание в союзных республиках, то там были свои, местные ведущие. В Украине, к примеру, очень знаменита была диктор Ольга Даниленко, а еще больше – спортивный комментатор Фарид Дасаев.
Сеть телевидения постепенно развивалась: в январе 1955 года началось регулярное телевещание в Эстонии, в июне того же года – в Грузии и Азербайджане, в 1956 году был построен телецентр в Ташкенте, столице Узбекистана.
Как вы думаете, когда в СССР появилось цветное ТВ? А все тогда же, в 1953 году. В экспериментальных целях в Москве, на Шаболовке была построена «Опытная станция цветного телевидения» (ОСЦТ), которая просуществовала с ноября 1953 по 5 декабря 1955 года.
Принцип экспериментального вещания был весьма оригинальным: в передающей камере перед трубкой вращался диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращался перед экраном кинескопа в телевизоре у зрителя. При красных светофильтрах передавались красные детали изображения, при зеленом — зеленые, при синем — синие.Ленинградский завод им. Козицкого выпустил даже несколько сотен цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см (раньше кинескопы были круглыми) и с повышенной яркостью, чтобы компенсировать потери света в светофильтрах. Качество изображения было неплохим, но вот синхронизация электродвигателя, вращающего диск со светофильтрами, постоянно «уплывала». Поэтому один из зрителей должен был жертвовать собой и сидеть с телевизором почти в обнимку: кнопка синхронизации находилась на задней панели.
5 декабря 1955 года, после закрытия ОСЦТ, началась доработка аппаратуры для осуществления с ее помощью черно-белого вещания. И именно это оборудование было использовано для организации в феврале 1956 года вещания второй программы Центрального телевидения.
Тогда были модными споры: считается ли телевидение искусством, как, к примеру, театр или кино? По сути, оно тоже демонстрирует телевизионные фильмы, спектакли и даже концерты.… И даже находились мечтатели, которые всерьез верили, что со временем телевидение заменит и театр, и кино, и даже оперу вместе с опереттой: вспомните слова телеоператора Рудольфа из кинофильма «Москва слезам не верит».
7 октября 1956 года начал издаваться первый в стране бюллетень «Телевидение и УКВ”, где публиковались программы телевидения и радиовещания на неделю. Ну а в апреле 1959 года телевидение стало совсем похоже на нынешнее: главная газета страны — «Правда» начала ежедневно публиковать программы телепередач.
Из телепередач, появлявшихся в те годы, до нас «дожил» только «Клуб веселых и находчивых». Прообразом КВН послужил «Вечер веселых вопросов», за основу его была использована чешская программа «Гадай, гадай, гадальщик» (вот когда уже было заимствование форматов). Первый выпуск новой программы появился в 1957 году, телезрители должны были отвечать на вопросы ведущих, особенно приветствовался в ответах юмор. Ведущими тогда были композитор Никита Богословский и актриса Маргарита Лифанова.
Вот такими были 50-е годы в истории телевидения СССР. Все еще только начиналось.