В этом году премия имени Владимира Зворыкина в номинации «За достижения в области телекоммуникационных технологий» вручалась «Первому каналу». Награду телекомпании за трансляцию главного футбольного события минувшего лета в формате Ultra HD со звуком Dolby Atmos во всех средах вручили Эдуард Сагалаев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей, и Алексей Угринович, генеральный директор Dolby в России и СНГ.
Алексей Прохорчук, старший инженер компании Dolby в России и СНГ, рассказал о технологии Dolby Atmos и поделился деталями сотрудничества с «Первым каналом».
Алексей Прохорчук: С «Первым каналом» мы сотрудничаем с момента его перехода на HD-вещание, с 2010 года. Активно работали во время сочинской Олимпиады. На основе опыта, который есть у наших компаний, мы совместно разработали технологическую базу, написали рекомендации для различных департаментов.
Еще раньше мы вместе с федеральным вещателем работали над решением вопроса регулирования громкости рекламы. У нас есть технология Dolby Digital Plus, которая помогает решать эту задачу. Перед кодированием нужно измерить громкость, занести результаты в метаданные. И декодер сведет звук в один общий уровень.
Обеспечение качественного звука для телевещания стало ключевой задачей при организации трансляций матчей футбольного мероприятия минувшего лета, прошедшего в России. Международная вещательная компания HBS, которая занимается доставкой мирового спортивного контента, на встрече с вещателями в декабре 2017 года объявила, что турнир будет транслироваться в 4К, HDR и с иммерсивным звуком.
А это 5.1.4, т.е. пять плюс один классический и четыре верхних акустических канала. На данный момент Dolby Atmos является единственной технологией, которая позволяет полноценно вещать в этом формате на широкую аудиторию. Вещателям во всем мире предоставлялось именно это заявленное качество картинки и звука.
МС: Но готовы ли сегодня телеканалы принимать и доставлять иммерсивный звук своим зрителям?
Алексей Прохорчук: «Первый канал» собирался запустить трансляции в 4К, и мы предложили добавить к этому Dolby Atmos. Предоставили необходимое оборудование. Небольшая «коробочка» позволяла мониторить, как звук Dolby Atmos будет звучать в 5.1 и стерео. С помощью этого инструмента звукорежиссер мог также проверить, как воспроизводится звук на устройствах более старых форматов.
Мы также предоставили кодеры, позволяющие упаковать Dolby Atmos в понятный для домашних устройств формат. Это модифицированная версия Dolby Digital Plus, которая доступна на огромном количестве устройств, проданных по всему миру, что обеспечило обратную совместимость.
«Первый канал» изначально планировал работать с 4К и HDR только в ОТТ-сервисах. Потом было принято решение запустить и эфирный канал в Ultra HD – «Первый 4К». Он транслировался в стандартном динамическом диапазоне (SDR). Это было обусловлено тем, что пока далеко не все 4К-телевизоры способны поддерживать HDR.
В итоге трансляции матчей с Dolby Atmos можно было увидеть во всех средах: в формате сверхвысокой четкости 4К в ведущих спутниковых, кабельных сетях и наземной сети распространения через передатчик, установленный на Останкинской телебашне. А в приложении для Smart TV на платформе LG можно было увить 4К не только с Dolby Atmos, но и в HDR. Помимо этого, HD стерео эфир был доступен на официальном сайте и в мобильных приложениях «Первого канала».
По официальным данным телекомпании аудитория, которая могла получать Ultra HD-версию, составила 2,5 млн человек. Это неплохой результат, учитывая, что распространение 4K пока составляет небольшой процент и в России, и в целом по миру. Вещание в стандарте UHD во время мероприятия позиционировалось как тест для «Первого канала», демонстрация возможностей наших инженеров разработать и вывести в эфир спортивные трансляции в 4К, HDR и Dolby Atmos. Задачи покрыть максимальное количество аудитории не стояло.
Для нас – это очередной опыт внедрения Dolby Atmos, возможность заявить о технологии и получить опыт ее внедрения в реальной среде. Вообще в таком формате контент с иммерсивным звуком для линейного вещания смогло принять всего пять телекомпаний в мире, и «Первый канал» стал единственным в Европе.
МС: Каковы перспективы внедрения технологии Dolby Atmos в России?
Алексей Прохорчук: Мы достигли такого этапа развития, что можем в любой момент и в очень короткие сроки запустить эту технологию там, где она потребуется. Она не зависит от стандарта канала. На футбольном турнире мы получили опыт работы с HDR, это было ценно и для «Первого канала», и для нас. Сейчас матчи английской Премьер лиги каждую неделю транслируют с Dolby Atmos в Великобритании телекомпании Sky Sports и BT Sport.
Спорт в прямом эфире – технология отработанная. Обычно на стадионе есть один центральный микрофон, который снимает базу для стерео или 5.1. А сейчас такие микрофоны есть и для Dolby Atmos. Вопрос стоит в выборе микрофона. В целом, сегодня можно говорить о том, что инфраструктура телеканалов готова к внедрению технологии иммерсивного звучания.
Я полагаю, что на ближайшей Олимпиаде тоже будет использоваться иммерсивный звук. Соответственно, наша компания открыта для предложений от любых вещателей. С прицелом на долгосрочное сотрудничество мы окажем поддержку в организации трансляций различных соревнований.
Необязательно, чтобы вещатель каждую неделю вел трансляции с иммерсивным звуком. Сейчас это крупные соревнования, а через 2-3 года это может быть и «Евровидение». Я слушал еще прототипы подобных ТВ-шоу, где звук транслируется в Dolby Atmos, одни из первых экспериментов. Создается очень мощный и насыщенный звуковой эффект, полное ощущение присутствия в зале.
МС: В каких альтернативных средах может быть реализована технология Dolby Atmos?
Алексей Прохорчук: Например, в технологии виртуальной реальности, с которыми мы уже ранее работали. Сейчас разработки приостановлены — многие производители медиа-контента разочаровались в VR. Проблема заключается в пользовательских устройствах, дисплеях. VR, скорее всего, уйдет в обучающие и экскурсионные форматы. При этом, у нас уже есть доступный инструментарий для реализации задач их звукового сопровождения.
В прошлом году на выставке мы демонстрировали свои наработки в области виртуальной реальности, показывали запись концерта Пола Маккартни, и VR-зритель мог как будто оказаться на сцене рядом с ним. Сделать звук, ориентированный на объект, было легко. Но это не имело особого коммерческого успеха.
У компании Dolby уже был опыт применения Dolby Atmos в прямом VR-эфире, например, в Японии во время трансляции концертов. Было интересно, но пользователи не получили должного впечатления из-за качества дисплеев и высокой утомляемости от них.
С помощью применения VR-технологии можно снимать, например, фильмы. Но они будут артхаусными, их модно сейчас смотреть на YouTube. Как и 3D на ТВ, VR «не взлетела», потому что качество изображения было не слишком высоким. Но я думаю, на каком-то витке развития дисплеев и технологий вернутся и 3D, и VR.
А вот в голографическое ТВ лично я не верю. Как в средство связи из «Звездных войн» я в него верю, а как в серьезный медиаконтент – нет. Из футуристических прогнозов более реальным выглядят технологии трансляций видео непосредственно в мозг.
Беседовал Роман Маградзе
http://media-sputnik.net