Спутники "SESAT-1" и "Eutelsat W2" полетят в позицию 80Е

ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) нашло способ восполнить дефицит спутниковой емкости до вывода на орбиту тяжелого спутника "Эксперсс-АМ4". ГПКС договорилось с европейским оператором Eutelsat о временном переводе космических аппаратов последнего в точку 80 град. восточной долготы.

Заместитель гендиректора по развитию бизнеса ГПКС Ксения Дроздова сообщила, что Eutelsat готов перевести в российскую точку 80 град. в.д. спутник W2, а следом, возможно, - и космический аппарат SESAT-1.Региональный директор Eutelsat в России и СНГ Николай Орлов подтвердил репортеру ComNews, что Eutelsat и ГПКС уже подписали об этом меморандум, а до конца 2008 г. ожидается и заключение контракта. По словам Николая Орлова, перевод спутника W2 (или иного - по согласованию сторон) в российскую орбитальную позицию запланирован на март 2009 г.

В точке 80 град. в.д. работает российский спутник "Экспресс-А2", неполадки на котором заставили ГПКС спешно искать способы перевода его арендаторов на иные борта. Однако запуск новых спутников, которые могут быть поставлены в эту точку, задерживается. Первым туда должен стартовать малый космический аппарат "Экспресс-МД1", который будет выведен на орбиту вместе с тяжелым спутником "Экспресс-АМ44".

По данным Виктора Косенко, первого заместителя генконструктора и гендиректора ОАО "Информационные спутниковые системы им. акад. М.Ф. Решетнева", "Экспресс-АМ44" был готов еще в июле 2008 г. ("ИСС им. Решетнева" произвел его в кооперации с Thales Alenia Space). Парное выведение на орбиту "Экспресс-АМ44" и "Экспресс-МД1" было запланировано на III квартал 2008 г., однако было отменено из-за того, что генподрядчик по выпуску спутника МД1 - ГКНПЦ им. М.В. Хруничева - не успел с поставкой. Из-за этого, по словам генерального директора ГПКС Алексея Остапчука, госкомиссия перенесла запуск "Экспресс-АМ44" и "Экспресс-МД1" на 10 февраля 2009 г.

Задерживается и старт космического аппарата "Экспресс-АМ4", который должны поставить тот же ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и его европейский партнер EADS Astrium. Если в марте 2008 г., сразу после заключения контракта на производство "Экспресс-АМ4", ГПКС планировало вывести его на орбиту во второй половине 2010 г., то вчера на 13-ой конференции операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания РФ в Дубне Алексей Остапчук огласил новый срок запуска "Экспресса-АМ4" - 2011 г.

Между тем в России вот уже более года наблюдается дефицит спутниковой емкости, и отчаявшиеся российские операторы уже начали требовать от регулирующих органов упрощения процедуры аренды транспондеров на иностранных спутниках. "Загрузка орбитальной космической группировки ГПКС составляет более 90%", - отмечает Ксения Дроздова. При этом загрузка таких космических аппаратов как "Экспресс-АМ3" и "Экспресс-АМ22" составляет 97,05% и 98,03% соответственно. По оценке представителя Thales Alenia Space, каждый месяц нахождения спутника "Экспресс-АМ44" на земле оборачивается для ГПКС недополученной прибылью в размере $3,5 млн, а каждый месяц задержки со стартом "супертяжеловеса" "Экспресс-АМ4" будет означать для этого государственного предприятия потерю $6-7 млн.

Ждать запуска новых российских спутников потребители уже не могут, и именно эту потребность должны временно восполнить спутники Eutelsat. При этом Николай Орлов подчеркивает: "После того как "Экспресс-АМ4" будет выведен на орбиту, Eutelsat переведет свои космические аппараты из точки 80 град. в.д. в другие орбитальные позиции. Плановый срок вывода "Экспресса-АМ4" на орбиту - 2011 г., но мы будем готовы, в случае необходимости, держать свои спутники в российской позиции до 2014 г.". Он также добавляет, что Eutelsat пошел навстречу ГПКС, согласившись перевести свои спутники в российскую точку, хотя изначально имел иные планы по космическим аппаратам W2 и SESAT-1.

На время стояния в российской орбитальной позиции управление спутниками W2 и SESAT-1 возьмет на себя ГПКС. Оно же будет сдавать в аренду емкость на этих космических аппаратах. Ксения Дроздова уточнила, что с третьей декады ноября ГПКС начнет формировать пул заказчиков на бортовую емкость этих спутников. Алексей Остапчук заверил, что тарифы на аренду транспондеров на W2 и SESAT-1 не возрастут по сравнению с текущими ценами ГПКС, а возможно, даже будет ниже.

Сергей Пехтерев, генеральный директор оператора спутниковой связи "Сетьтелеком" (торговая марка AltegroSky), указывает, что для полноценного использования емкости на спутниках W2 и SESAT-1 потребуется официальное включение их в российскую группировку "Экспресс". Дело в том, что, согласно решению Госкомиссии по радиочастотам, только на космические аппараты этой группировки распространяется упрощенный порядок регистрации действующих через них наземных спутниковых станций VSAT. Алексей Остапчук сообщил репортеру ComNews, что управление спутниками W2 и SESAT-1 и их мониторинг, после перевода в точку 80 град. в.д., будет вести ГПКС из телепорта в Дубне. "Это даст нам возможность обосновывать перед регулятором упрощенную систему использования их емкости, - говорит глава ГПКС. - Но соответствующее решение должно принять Минкомсвязи или Россвязькомнадзор".

Сергей Пехтерев рад договоренности ГПКС и Eutelsat: "Рынок получит передышку до запуска первого российского тяжелого спутника "Экспресс-АМ4". Положительно оценивает эту договоренность и генеральный директор спутникового оператора "Исател" Александр Комарицкий.

Первый заместитель генерального директора VSAT-оператора "РуСат" Олег Ватулин оптимизма не разделяет. "Оба борта уже не новые, - отмечает он. - Не исключено, что изрядно выработавший свой срок спутник начнет "разбалтываться", и работать с ним станет сложно. Постоянные переносы запусков российских космических аппаратов усугубляют дефицит ресурса, а иностранного ресурса, скоординированного на Россию, практически нет". Николай Орлов из Eutelsat парирует: "Срок службы W2 еще не выработан, и после запуска "Экспресса-АМ4" мы намерены использовать этот космический аппарат в других орбитальных позициях - он нам еще послужит".

 

www.sat24.ru

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.