Спутниковый оператор «НТВ-плюс» впервые выходит на международный рынок. Вчера компания начала вещание в Грузии, где до конца года планирует набрать не менее 30 тыс. абонентов. На постсоветском пространстве оператор может встретиться с жесткой конкуренцией с локальными игроками и пиратством, предупреждают участники рынка. Выходивший в 2013 году на рынок Киргизии оператор «Орион» свернул проект по этим причинам.
Спутниковый оператор «НТВ-плюс» начал вещать в Грузии с 9 апреля под брендом NTV PLUS, сообщили “Ъ” в головном холдинге «Газпром-медиа». Партнером «НТВ-плюс» в Грузии стала компания «Медиа группа», которая является эксклюзивным дистрибутором более 20 телеканалов «Газпром-медиа», рассказал гендиректор холдинга Дмитрий Чернышенко. По его оценке, это создает предпосылки для успешного сотрудничества. «Медиа группа» будет продавать оборудование, оказывать техподдержку и продвигать продукт в регионе. Кроме того, грузинский партнер взял на себя функции по антипиратской деятельности. Объем рынка «серых» трансляций контента «НТВ-плюс» на территории Грузии превышает 200 тыс. абонентов, оценивает оператор.
«НТВ-плюс» отвечает за доставку сигнала, сертификацию оборудования, поддержку биллинга и получает за это фиксированное вознаграждение, пропорциональное абонентской базе, пояснил гендиректор «НТВ-плюс» Михаил Дёмин. По его словам, партнеры будут распределять доход по формуле, включающей как фиксированную часть, так и разделение доходов. Последний вариант будет действовать в отношении тех каналов, очисткой прав на которые занимается российская сторона.
Зрителям в Грузии будут предложены на выбор два пакета с набором более 50 и более 90 каналов, включая российские, зарубежные и эфирные грузинские телеканалы. «Сегодня существует запрос на российские каналы и легальный русскоязычный контент»,— считает гендиректор «Медиа группы» Давид Накашидзе.
Грузия — привлекательный рынок, где уровень проникновения услуг не превышает 50% на 3,7 млн человек, оценивает Михаил Дёмин. Оператор планирует набрать в регионе не менее 30 тыс. абонентов до конца 2018 года. «НТВ-плюс» уже получил вещательную лицензию на территории Грузии и рассматривает возможность открытия филиала. В перспективе «НТВ-плюс» не исключает выход в другие страны СНГ, добавил он.
В Грузии с 2016 года работает оператор платного ТВ «Орион», который выступает технической платформой и организует доставку спутникового сигнала до абонентов кабельного оператора SuperTV. «Такой формат позволяет нам не строить свою инфраструктуру, а использовать партнерскую. В нынешних условиях этот вариант наиболее эффективен»,— пояснил гендиректор ГК «Орион» Кирилл Махновский. «Мы не считаем целесообразным выходить в Грузию под собственным брендом, поскольку рынок платного телевидения в этой стране достаточно развит и сильны позиции местных игроков»,— отметил он. В 2013 году ГК «Орион» также начинал работу в Киргизии. «Орион» планировал стать прибыльным в регионе уже на второй год работы. Развитие проекта в этой стране было приостановлено по причине низкой маржинальности рынка и высокого уровня пиратства, сообщил Кирилл Махновский. В «Триколор ТВ» сообщили, что планов по выходу на другие рынки у компании нет. В МТС от комментариев отказались.
Рынок платного ТВ Грузии оценивается в 1,1 млн домохозяйств, половина из которых не имеет технической возможности подключения кабельного ТВ, рассказал “Ъ” собеседник на рынке. Оставшуюся часть домохозяйств делят более 30 местных операторов. «Рынок жестко регулируется сообществом кабельных операторов, которое пресекает все попытки демпинга по ценам от зарубежных игроков»,— добавил он.
Услуги еще одного оператора в Грузии могут иметь спрос, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Однако заявленную цель «НТВ-плюс» в подключении 30 тыс. абонентов до конца года он считает недостижимой. «Потенциальная аудитория оператора находится не в Тбилиси и Батуми, а в малых городах и поселениях страны, и, чтобы ее привлечь, потребуется больше времени»,— пояснил он. Впрочем, партнерская схема работы вряд ли потребует от компании значительных вложений, оценивает эксперт.
Источник: www.kommersant.ru/doc/3598846