Но вопрос о том, какой именно способ перехода будет избран государством и каковы будут последствия, остается открытым. Времени искать ответ на него остается все меньше — ведь лицензии на аналоговое телевещание могут перестать выдаваться уже в конце 2007 года.
Цифровое телевидение (ЦТВ) значительно расширяет возможности телевидения привычного, аналогового. Принцип действия ЦТВ прост: на одной и той же частоте вместо единственного аналогового телеканала вещают несколько «упакованных». Экономный цифровой подход к ограниченному частотному ресурсу позволяет передавать и сигнал телевидения высокой четкости, и разнообразную служебную информацию (титры, телепрограмму). При наличии канала обратной связи (например, модема) с пульта ЦТВ-приемника можно отовариться в интернет-магазине или поиграть в мультимедийную игру. Помимо увеличения числа каналов очевидны и другие плюсы ЦТВ: меньше помех, качественные картинка и звук. Минусы тоже есть: если сигнал «хилый», цифровая картинка будет вести себя похуже, чем аналоговая, — «тормозить», «сыпаться». Главный отрицательный фактор не технический, а экономический: для приема цифрового телевидения нужна специальная приставка.
ЦТВ принято в качестве магистрального пути развития телевещания во множестве стран, в частности в России. Проект федеральной программы по переходу на ЦТВ начал разрабатываться еще весной 2006 года. Через год напряженной работы выяснилось, что в документе хватает пробелов. В концепции предусмотрены три так называемых мультиплекса — набора по 6 цифровых телеканалов на рамках каждой из трех задействованных сегодня под «аналог» эфирных частот. Кому их выдавать? Первый вариант: по мультиплексу каждому из действующих вещателей: Первому каналу, НТВ и ВГТРК, и пусть сами решают, что делать с каждым из своих каналов. Второй вариант: вещать на все 18 каналов ЦТВ бесплатный «социальный» пакет, такой же, как сегодня. Какой из вариантов правильный? Отдельный вопрос с администрированием самих частот — от региона к региону эфир свободен неравномерно, а унификация — удовольствие дорогое. А что делать с приставками для ЦТВ? Должен ли их субсидировать бюджет? Кто будет производить декодеры?
По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), с 2003 по 2006 год объем рынка телерекламы в стране вырос с 1,24 миллиарда долларов до 2,95 миллиарда долларов. Прогноз до 2010 года — очередное удвоение — до 5,85 миллиарда долларов, однако темпы роста уже не те: с 2004 года, когда рынок вырос на рекордные 37,1 процента, прирост с каждым годом все меньше. В 2010 году, прогнозирует АКАР, он составит всего 12,5 процента. Бежать за растущими возможностями телевещания нужно явно быстрее.
Чтобы накормить получившую цифровой допинг телевизионную отрасль, понадобится другая модель получения доходов — от подписки на телеканалы. Но вот вопрос: захотят ли телезрители платить за то, что сегодня получают бесплатно? Может быть, выход из ситуации — в массовом производстве качественного контента, за который будут готовы платить телезрители? Да, но пока к такому развитию событий игроки телерынка не готовы. Не случайно же ни Первый канал, ни ВГТРК, ни НТВ не взяли на себя смелость управлять мультиплексами по 6 каналов. Переход к платному эфирному телевидению в России — вопрос времени. Другой вопрос — какого? Количество креатива, который можно привлечь для производства качественного контента, с течением времени меняется мало и вряд ли вырастет кратно увеличению числа телеканалов. Но переход от модели «мало каналов — дорогая реклама» к ситуации «много каналов — дешевая реклама» и борьба за подписчиков однозначно усилят конкуренцию за самые захватывающие сценарии, концепции передач и актеров. Будет на что посмотреть.
В каких числах цифру увидим?
Геннадий Скляр, гендиректор ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»:
— Перейти на «цифру» в России возможно за 4—5 лет. Цена такого перехода для государства — 80—90 млрд. рублей. Приставки-декодеры для приема передач ЦТВ населению нужно раздать бесплатно. Цифровизация телевидения, по моему мнению, должна дать импульс для развития всей медиаиндустрии. В результате появления цифрового телевидения уменьшится информационное неравенство, освободятся радиочастоты, распространение программ станет гораздо дешевле.
Юрий Припачкин, глава холдинга «Ренова-Медиа»:
— Картинку в цифровом качестве можно увидеть уже сейчас — в сетях кабельного телевидения и эфирных цифровых сетях MMDS. В России существуют компании, которые вещают исключительно в цифровом формате, например спутниковые телевещатели. Однако в общероссийском масштабе «цифровизация» телевидения страны — задача посложнее, но я убежден, что государство при посредничестве частных компаний, вещателей и производителей контента эту задачу решит в срок.
Дмитрий Самохин, гендиректор «НТВ Плюс»:
— Когда отечественное эфирное телевидение перейдет на «цифру» — открытый вопрос. Многое будет зависеть от принятия единого частотного плана для цифрового эфирного вещания, от правил лицензирования. Массовое внедрение нового способа доставки сигнала займет не один год. Речь идет не просто о техническом переоснащении системы вещания эфирных каналов, а о том, что население в полном объеме должно перейти на новый стандарт. Важно, чтобы эфирное телевидение осталось бесплатным и общедоступным.
Источник: Итоги