К 2015 году Россия должна полностью перейти с аналогового телевещания на цифровое. Это событие называют революционным - аналогичным переводу черно-белого изображения в цвет, однако готовятся к нему неспешно и обстоятельно. Главный постулат программы перехода: никто из зрителей не должен пострадать. Участники телевизионного рынка надеются, что про них тоже не забудут.
Все будет четко
О целесообразности перехода на цифровое телерадиовещание сегодня никто даже не спорит. Это вопрос решенный. Цифре - быть. Причем не из-за прихоти чиновников или честолюбивого стремления опередить прогресс. Одна из основных причин - техническое состояние сетей эфирного вещания, которые создавались несколько десятков лет назад и требуют значительной модернизации. Кроме того, из-за неравномерного распределения аналоговых передатчиков по территории страны тысячи населенных пунктов (в основном удаленных сельских) вообще не могут принимать эфирный сигнал - а это значит, что люди фактически живут без телевидения, во всяком случае, бесплатного. В крупных городах число доступных каналов варьируется от 10 до 20, но при этом частотный ресурс там практически исчерпан, поэтому говорить о дальнейшем развитии отрасли в этом направлении уже нельзя.
Решать эти проблемы на локальном уровне - все равно что латать досками крышу, которая то здесь, то там течет. Построить новую из современной кровли будет дороже, но и прослужит она несравнимо дольше, при этом обеспечив кучу дополнительных приятностей: защиту от жары, к примеру, или красивый цвет. Перевод телерадиовещания на цифру - дело трудоемкое и дорогое, однако результаты того стоят. В течение нескольких лет нам обещают: телеканалы, объединенные с новыми пользовательскими услугами (доступом к интернету, телефонией, справочными службами), интерактивное ТВ, отсутствие помех, прекрасное качество изображения и звука. Телепрограммы можно будет принимать в движущемся транспорте и на мобильные устройства, но самое главное: к 2016 году станет доступно больше 35 каналов, а к 2010-му - не менее 10 (в любом домохозяйстве). Это станет возможно за счет того, что при новых технологиях в одном цифровом потоке (мультиплексе) смогут вещать до 8 телеканалов. К тому же исчезнет всякое неравенство в доступе к информации между жителями отдаленных деревень и мегаполисов - а это уже может обернуться едва ли не культурной революцией.
Таким образом, переход электронных СМИ на цифровое вещание - это вопрос не только технологий. Решается ряд социальных и экономических задач. По сути, создается новое мультимедийное пространство, расширяющее доступ граждан к информации и открывающее новые горизонты для многих игроков медиарынка.
Естественно, при этом перестраивается вся существующая на сегодняшний момент система взаимоотношений между вещателями, операторами, зрителями. Вопросов у участников такого передела пока чуть ли не больше, чем ответов.
Как обеспечить малообеспеченных
Абстрактная бабушка в деревне, которая не получает доступа к нескольким телеканалам и не имеет лишних денег на специальную приставку, - главная героиня формируемой программы цифровизации России. Ее судьбой озабочен не только первый вице-премьер Дмитрий Медведев, возглавляющий правительственную комиссию по развитию телерадиовещания, но и представители медиабизнеса, отраслевых организаций, компаний-производителей. Все сходятся в одном: бабушка имеет право смотреть много каналов и в хорошем качестве. Но это представляет основную проблему. Чтобы население смогло принимать цифровое ТВ, в каждом домохозяйстве необходимо за 4 года установить телевизионные декодеры (приставки) либо цифровые телевизоры. Участники рынка склоняются к тому, что нужно доверить их приобретение самим зрителям, выделив деньги из федерального бюджета только для малоимущих. При этом не понятно, каким образом раздавать эти приставки в отдаленных регионах (той самой бабушке), чтоб деньги не осели в чужих карманах, а бабушка поняла, что декодер - это не баловство и что не стоит, скажем, менять его на палку колбасы. Елена Злотникова, заместитель генерального директора канала "ТВ Центр" и вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), на конференции "Развитие цифрового вещания в России" обозначила эту проблему так: "Надо создать у населения мотивацию хлопотать из-за этих приставок. Надо дать понять, что цифра - это не прихоть вещателей или технологического лобби, а перспектива всей страны. Для этого необходима серьезная информационно-разъяснительная работа". Пока, однако, сами зрители не очень понимают, что их ждет. Согласно результатам проведенного АЦВИ опроса "Телевидение глазами телезрителей", только 47% населения знакомы с термином "цифровое телевидение", из них 92% называют его главным преимуществом лучшее качество изображения и звука, возможно, просто не догадываясь об остальных особенностях.
От программы действия - к программе передач
На "круглом столе", организованном Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР), Александр Романченко, заместитель руководителя "Роспечати", сказал: "При переходе на цифру, с нашей точки зрения, не должно быть двух вещей. Во-первых, не должны быть обижены люди - то есть они ни в коем случае не должны получить меньше каналов и худшего качества, чем имеют сейчас, и они не должны начинать платить за то, за что платить не привыкли. Во-вторых, не должен быть разрушен тот бизнес, который сложился за последние 15 лет". Эти два принципа стараются соблюдать в формировании концепции Федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 гг.)" (ФЦП), непосредственно описывающей процесс цифровизации страны. В сентябре концепцию, над которой работает комиссия Дмитрия Медведева, а также заинтересованные министерства и ведомства, планируется представить в правительство РФ. Однако большое количество неразрешенных вопросов ставит эту перспективу под сомнение.
В первую очередь необходимо создать инфраструктуру для запуска сигнала и программ для потребителя цифрового формата. Существующие проекты предполагают создание единой государственной сети вещания на базе уже существующей сети ФГУП РТРС за счет средств федерального бюджета. Альтернативная концепция - у Мининформсвязи, предлагающего внедрение цифрового вещания за счет частных инвесторов, которые станут вещателями вместо РТРС. Доводы в пользу того или другого проекта приводятся разные, однако очевидно, что эти споры тормозят весь процесс принятия концепции ФЦП. Есть в документе и множество других проблем, начиная юридической неразберихой и заканчивая отсутствием элементарного понятийного аппарата. Как рассказал заместитель генерального директора ВГТРК, член правительственной комиссии по развитию телерадиовещания Алексей Малинин, сейчас в первую очередь идет работа над нюансами, в которых, однако, содержатся главные тонкости: "Нужно называть яблоко яблоком, а там эта работа до конца не доведена. Учитывая, что решение комиссии будет влиять на те или иные правовые акты, необходимо выработать единую терминологию, чтоб она соответствовала международной. Но я надеюсь, в сентябре, как и планировалось, все будет принято. Сколько уж можно!.."
Пишите письма
Пока концепция окончательно не утверждена, игроки телевизионного рыка пытаются отстаивать собственные интересы. Так, вице-президент АКТР Михаил Силин считает, что проект программы перехода на цифровое вещание совершенно не учитывает даже фактического наличия кабельных сетей, по которым, в частности, получает телевизионный сигнал большинство москвичей (в том числе тех каналов, которые принято называть эфирными). Елена Злотникова также недоумевает: "Мы знаем, что в Москве телевидение через эфирный центр может принимать не более 10-15% населения. Почему же мы говорим только об эфирных приставках?".
Необходимо понимать: то, что о компаниях, предоставляющих другие, не эфирные технологии, в программе перехода практически не упоминается, является не только проблемой кабельных вещателей, предоставляющих услуги платного ТВ. Через несколько лет, по словам Михаила Силина, операторов узкого профиля вообще не останется: сервисы будут интегрированы друг с другом, и это непременно должно найти отражение в ФЦП. Силин также сообщил, что АКТР направила Дмитрию Медведеву письмо, в котором обратила внимание на тот факт, что проект не учитывает роли кабельных сетей, которую они играют, обеспечивая трансляцию телевизионного сигнала для миллионов жителей Российской Федерации. В ассоциации надеются, что их пожелания учтут.
Есть еще один момент, вызывающий немало споров. Это "социальный пакет" - набор каналов, бесплатное распространение которых должно гарантироваться всем гражданам РФ. Пока он окончательно не сформирован, но очевидно, что в него точно войдут "Первый канал" и сеть ВГТРК. При этом, как обещают разработчики, количество каналов, доступных на бесплатной основе сегодня, не будет ни в коем случае уменьшено - несмотря на беспокойство участников телерынка. На вопрос: "Учитываются ли при разработке федеральной целевой программы вообще пожелания игроков?" - Алексей Малинин ответил положительно: "В комиссии присутствуют представители всех заинтересованных областей: и эфирных каналов, и операторов связи, и НАТ. Так что все интересы, безусловно, рассматриваются. Но, наверное, невозможно сделать так, чтобы все остались полностью довольны. Мы в первую очередь работаем для зрителей".
Что в итоге получится, зрители уви-дят через несколько лет. Если включат те-левизор.
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art_oo/id_ art-1242200