Дополнять национальный стандарт цифрового эфирного телевидения, на который в настоящее время переходит Россия, системой условного доступа, позволяющей доставлять потребителю услуги адресно, уже поздно, сказал журналистам заместитель главы Минкомсвязи Алексей Малинин.
Изначально в России предполагалось использовать стандарт первого поколения эфирного цифрового вещания — DVB-T. Впоследствии, уже в ходе реализации национальной программы перехода на цифровое ТВ, в качестве базовой технологии был утвержден более совершенный стандарт DVB-T2. Затем в Минкомсвязи возникла идея доработки требований к телеприемникам в виде системы условного доступа, которая является непременным элементом платного телевидения, регулирующим с помощью средств криптографии набор каналов и других услуг, которые может получать каждый из пользователей.
Уже выбранная конкретная система так и не была утверждена. «Если внедрение САУ (система адресного управления, или система условного доступа — ред.) будет предлагаться сегодня, то я буду против. Мы просто упустили время, это нужно было делать два года назад. При этом я абсолютно уверен, что это нужно делать. И это не мое мнение — это мнение международного сообщества. Рано или поздно в любой цифровой сети будет внедрена та или иная САУ», — сказал в среду Малинин журналистам на пути в Москву после запуска в Камбодже вещания нового местного вещателя цифрового ТВ, подконтрольного российскому частному холдингу «Дженерал Сателайт».
Именно этот холдинг Малинин указывает в качестве разработчика условной системы доступа, которая уже была выбрана министерством для утверждения в качестве стандартной для российского эфирного цифрового телевидения.
Представители «Дженерал Сателайт» опровергли РИА Новости эти данные, заявив, что систему разработала компания ЛКС. Информацию об аффилированности последней со структурами холдинга пресс-служба «Дженерал Сателайт» не комментирует.
Малинин считает время для введения стандартной системы условного доступа упущенным потому, что в Россию уже было ввезено и продано много телеприставок, которые бы пришлось менять. Схожая ситуация возникла при отказе от DVB-T, когда на момент принятия решения в России было продано сотни тысяч приставок, которые при миграции на DVB-T2 утратили свою актуальность. По мнению Малинина, доводить до необходимости повторной замены оборудования было бы уже абсурдным.
Тем не менее, Малин, который курирует в профильном министерстве вопросы, связанные с телевидением, полагает систему условного доступа полезным атрибутом цифрового ТВ. «Главное отличие цифровой сети от аналоговой — адресность. Здесь есть плюсы и минусы. Нам не очень нравится, что за нами все следят. Можно подозревать, что САУ относится к этой же истории. Но в отличие от компьютерной техники, в телевидении это невозможно. Для этого достаточно выдернуть розетку», — сказал Малинин.
Проблема российского цифрового ТВ, с точки зрения чиновника, в том, что из-за отсутствия системы условного доступа у государства нет контроля корректности работы поставляемого оборудования — САУ могла бы давать такую обратную связь вещателю. «Наши же граждане придут к нам и начнут спрашивать: „Я, вот, купил DVT-2, а оно не работает“. У нас нет механизма регулирования этого рынка», — заключил заместитель главы Минкомсвязи.
По словам Малинина, критические экспертные замечания, высказанные по поводу выбора Минкомсвязью конкретной системы условного доступа, вызваны завистью к конкуренту, создавшему продукт. С точки зрения чиновника, внедрение системы кодировки телесигнала необходимо для любого производителя, как российского, так и зарубежного, который желает контролировать качество работы своей техники.
Еще одним плюсом от теоретического появления системы условного доступа в России как стандарта могла бы стать реализация на его базе системы оповещения о чрезвычайных ситуациях: поданный через САУ сигнал мог бы принудительно включить предупреждающий сигнал на приставке. «Возьмем ситуацию с Крымском. Если честно, то у нас ситуация с системой оповещения и вообще предупреждения чрезвычайных ситуаций — отвратительная (чиновник использовал более грубое выражение — ред.). Это потому, что каждый городит что-то свое. Это, кстати, проблема не только России. Такая ситуация во всем мире. Но есть вещи, которым давно надо было научиться», — заключил Малинин.
Он привел в пример землетрясение в Японии, где схожая по устройству система, внедренная во все рекламные экраны, во время бедствия в стране спасла тысячи жизней.
ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы» предполагает полный переход России на цифровой формат телевещания до конца 2015 года. Объем финансирования программы составляет 122,4 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета будет выделено 76,4 миллиарда рублей.
Малинин, работавший еще при прежнем министре связи Игоре Щеголеве, еще не знает, останется ли работать в министерстве в команде нового главы ведомства — Николая Никифорова. В среду Малинин пояснил, что перемены в министерстве не влияют на его окончательный выбор, но сам он не чувствует, что чиновничья работа ему не подходит.