В этом году завершился передел рынка российского эфирного телевидения. В состав крупных холдингов вошли два последних свободных эфирных телеканала — MTV и "Муз-ТВ". Холдинг СТС Media вышел на рынок СНГ. Однако каналы рассчитывают, что новые проекты придется развивать уже в цифровом формате: через год начнется выдача лицензий на цифровое вещание.
Самой неожиданной сделкой в этом году стало приобретение главой "Газпроминвестхолдинга" Алишером Усмановым 75% телеканала "Муз-ТВ" у холдинга АРС. Летом стало известно, что контрольный пакет канала примерно за $300 млн. приобрел г-н Усманов. Напомним, в конце прошлого года он стал владельцем 50% телеканала 7ТВ. "До "Муз-ТВ" у Усманова были активы двух направлений: спортивного и делового. Скорее всего, он купил канал как актив, генерирующий хороший доход, или как эфирную частоту с национальным охватом", — рассуждает аналитик ING Юлия Гордеева.
Гораздо более логичной аналитики считают вторую крупную сделку этого года — приобретение холдингом "Проф-Медиа" за $360 млн., 100% акций музыкальных каналов "MTV Россия" и "VH1 Россия". В прошлом году "Проф-Медиа" приобрела 100% телеканала 2х2 за $30 млн., Rambler TV за $23 млн., а также 100% сети ТВ3, по оценкам экспертов, за $ 550 млн. В этом году на частоте 2х2 в Москве и Rambler TV в Петербурге "Проф-Медиа" запустила анимационный канал. По данным TNS Gallup Media, доля 2х2 в Москве в аудитории от до 34 лет с сентября по 16 декабря составляла 5,4%, в Петербурге — 4,3%.
Эксперты считают логичным объединение каналов, учитывая планы "Проф-Медиа" выйти на IPO. "Для них было бы логичным выводить на внешние рынки только телеканалы. За четко сфокусированные активы компания получает премию, в то время как за диверсифицированный холдинг при выходе на IPO берут дисконт", — объясняет вице-президент Delta Private Equity Partners Александр Лупачев.
Завершив распределение российских эфирных каналов, телекомпании заинтересовались рынком СНГ. CTC Media приобрела 20% ТРК "31 канал" в Казахстане, а в Узбекистане создала телекомпанию, которая будет вещать на 30-м дециметровом канале. Доля CTC в капитале компании — 51%, а 49% принадлежит местному независимому медиахолдингу "Терра групп". По словам участников рынка, СTC Media вела переговоры с украинскими телеканалами, в том числе НТН. "На украинском рынке они так и не завершили сделку и, возможно, опоздали: цены на украинские каналы в следующем году могут существенно вырасти", — считает г-жа Гордеева.
Аналитики отмечают, что, хотя в третьем квартале доля CTC составила всего 8,7%, их обрадовал уровень рентабельности компании. "Нам удалось доказать, что финансовые показатели CTC Media не зависят от колебаний доли аудитории СTC. Мы в состоянии добиваться хороших результатов благодаря жесткому контролю над расходами и улучшению структуры аудитории, которая становится все более целевой, а это высоко ценится рекламодателями", — говорит гендиректор СTC Media Александр Роднянский.
www.rbcdaily.ru