Дискуссия оставила открытыми несколько вопросов, по которым вы можете высказать ваше мнение, заочно приняв участие в обсуждении.
Вопрос 1. Должна ли местная власть помогать операторам/ провайдерам в освоении труднодоступных территорий. Если «да», то как?
Вопрос 2. Можно ли спутниковый интернет считать достойной альтернативой на телекоммуникационном «безрыбье» или данные технологии имеют возможности роста на рынке, в целом?
Почему спутниковая связь может стать решением проблемы цифрового дефицита в некоторых районах Сибирского региона, куда сложно добраться другим видам связи?
Первое слово было предоставлено инициатору дискуссии — представителю компании «Радуга-Интернет», который обозначил, почему спутниковый доступ, а ШПД может стать решением задач информатизации удаленных и труднодоступных территорий.
Иван Чеглаков (ГК «Радуга-Интернет»):
- что выгодно отличает спутниковый интернет от альтернативных видов доступа? Это достаточно низкий CAPEX (капитальные затраты) — вход для развертывания сети: поставить даже двусторонний спутниковый комплекс оборудования – это несравненно дешевле, чем, например, сделать разводку беспроводной или проводной сети. Спутниковый интернет никогда не уходит с арены, он занимает определенную нишу, ту, куда никто никогда не проведет ШПД, в силу того, что это дорого и нерентабельно. Надо отметить следующее: если недавно спутниковый интернет развивался довольно интенсивно, и фактический спрос на него был велик, то после выхода предложений сотовых операторов с USB-модемами, развитие спутникового доступа замедлилось и стало углубляться подальше от крупных населенных пунктов в сторону труднодоступных территорий. И дальше этот вид связи благополучно бы развивался, если бы не одно «Но»: нет проблем со спросом, есть проблема с обеспечением этого спроса. Проблема – найти людей, которые бы установили оборудование на сложных территориях.
Справка: компания «Радуга-Интернет» была основана в 2005 году, в её состав вошли специалисты, ранее принимавшие непосредственное участие в разработке программного обеспечения для операторов спутниковой связи. На сегодняшний день, компания осуществляет передачу информации по технологии асинхронного доступа в двух стандартах вещания DVB-S и DVB-S2. Сервис компании доступен на всей территории Российской Федерации: это крупнейший оператор спутниковой связи в России.
Прозвучало утверждение о ценовой доступности услуги спутникового доступа для клиентов – физических лиц – эта информация не была воспринята участниками дискуссии безоговорочно. Необходимость провести небольшой ликбез по видам спутникового интернета поддержал Дмитрий Гордиенко из компании «РуСат».
Дмитрий Гордиенко (компания «РуСат»):
- Хотел бы кое-что добавить о спутниковом интернете: есть ассиметричный доступ и симметричный. Ассиметричный – это доступ, который, в первую очередь, направлен на частных клиентов, так как сопровождается небольшой абонентской платой. Если говорить о симметричном доступе, то он направлен на корпоративных клиентов и характеризуется построением широких каналов передачи данных. Здесь ARPU составляет порядка 35-40 тысяч рублей. Но если исключить ряд дорогостоящих проектов, то, в среднем, по рынку ARPU составит 8-10 тысяч рублей. Затраты операторов симметричного интернета значительно выше: если для ассиметричного комплект оборудования составляет порядка 10 тысяч рублей, то для симметричного доступа – это порядка 85-105 тысяч рублей. Срок окупаемости такого проекта – около года.
Справка: существует два варианта обмена спутниковой информацией. Первый — это односторонний (он же ассиметричный), который предполагает использование двух типов каналов – для приема используют спутниковый канал, а для передачи – наземный. Второй вариант – двухсторонний, предусматривает использование спутниковых каналов и для приемов, и для передачи.
Говоря о сложностях, которые преодолевают операторы спутникового интернета, Дмитрий сделал акцент на общеотраслевой проблеме: перспективной угрозе недостатка спутниковой ёмкости.
Дмитрий Гордиенко (компания «РуСат»):
- кроме стоимости и сложности установки оборудования для спутникового доступа, на данный момент существует ещё проблема спутниковой ёмкости: спутниковые операторы арендуют спутниковую ёмкость, операторы не могут позволить себе большие наценки, которые в среднем, составляют 15-18%, иначе потребители, вряд ли, будут пользоваться данным видом доступа, даже при острой необходимости.
Чтобы не платить аренду, надо «строить» собственные объекты – таково правило рынка безотносительно конкретизации по отрасли – наверное, так можно одним предложением сформулировать замечание Сергея Дьячкова.
Сергей Дьячков (DSO Consulting):
- здесь хочется привести аналогию с другого массового рынка: вы сок, к примеру, где будете покупать? В киоске или в супермаркете? Стоимость этого продукта там и там несколько отличается, согласитесь, и рентабельность от продажи тоже различна. Это – ответ. Если вы хотите делать клиенту «хорошо», вам нужно изначально делать «хорошие вложения», к тому же конкуренция-то нарастает.
Но насколько реально строить собственные спутники? Где-то реально, где-то, простите, падают – всякое бывает в споре с гравитацией. А в дискуссию вступил Василий Пушкин и поделился международным опытом создания спутникового ресурса.
Василий Михайлович Пушкин (Новосибирский центр Российского сегмента Globalstar):
- предлагаю рассмотреть решение спутникового доступа от компании «Глобалтел» — обеспечение связи с собственных спутников. Ранее, в компании не уделялось большого внимания обеспечению доступа в интернет, делалась ставка на голосовой трафик. Поэтому изначально технология обеспечивала только «узкие» каналы. Сегодня, в новых тенденциях спроса, возникла проблема спутникового ресурса. В октябре прошлого года, компания запустила шесть спутников, на данный момент, четыре спутника нового поколения уже работают. Следующую «шестерку» спутников с Байконура поднимаем в мае, так как разработчики попросили испытать первый запуск в течение полугода. Следующие партии: шесть спутников поднимаем – в августе, следующие шесть – в октябре. В компании три станции: Новосибирск, Москва и Хабаровск, — которые обеспечивают покрытие на всей России. После запуска новых спутников, мы ожидаем примерно к концу года, что восстановится весь сервис по спутниковой передаче данных.
Сергей Дьячков (DSO Consulting):
- ваш рынок абсолютно понятен: ваш клиент – тот, кто готов платить дорого, просто потому что работает там, где нет никакой другой связи. И это очень узкий рыночный сегмент. Хочется вернуться к спутниковому доступу для частных клиентов.
Справка: ЗАО «ГлобалТел» (Глобалстар — Космические Телекоммуникации) — эксклюзивный оператор глобальной мобильной и стационарной мультисервисной спутниковой системы связи Globalstar в России. Создано в 1996 году. Учредителями являются ОАО «Ростелеком» — 51% акций — и компания Globalstar L.P. — международный консорциум, созданный корпорацией Loral Space & Communications (Нью-Йорк) и компанией Qualcomm (Сан-Диего).
Речь ведущего о частном использовании спутниковой связи вернула дискуссию «в руки» Ивана Чеглакова, который обратил внимание собеседников на проблемы массового рынка, решение которых можно попытаться приблизить в рамках дискуссионной площадки.
Иван Чеглаков (ГК «Радуга-Интернет»):
- да, а наш клиент – тот, у кого связи нет, связь нужна, а много он платить не хочет (или не может). Большая часть наших абонентов находится на территории Сибири и Дальнего Востока. Учитывая темпы развития широкополосного доступа в европейской части России, мы осознаем, что Сибирь наиболее стратегически важна для развития компании по предоставлению спутникового интернета. Предлагаю обратить дискуссию в сторону обсуждения проблем, решению которых мы можем поспособствовать здесь и сейчас. Да, проблема спутникового ресурса существует: ресурса недостаточно для развития отрасли, но его пока достаточно для того, чтобы подключать новых абонентов и предоставлять услуги как симметричного, так и асимметричного интернета. И есть районы (и люди), которые хотят себе поставить спутниковый интернет, и я предлагаю сейчас говорить о массовом рынке.
Сергей Дьячков (DSO Consulting):
- поддерживаю ваше желание поговорить о людях и спутниковых «тарелках»: есть такие районы, где не ожидаешь увидеть богатых людей, но «тарелки» установлены почти на каждом доме. Значит — потребность в спутниковой связи существует, и люди готовы платить за эту услугу. Давайте попробуем определить ту аудиторию, ради которой всё это и работает.
А работает это там, где альтернативные виды связи проявляют несостоятельность в обеспечении телеком-потребностей населения. Несмотря на то, что Новосибирск и агломерация представляют собой довольно «оцифрованные» территории даже на федеральном уровне, пространство Новосибирской области, и тем более Сибирского региона, имеет более значительную географию и менее впечатляющее телекоммуникационное обеспечение. Правительство Новосибирской области ставит перед собой задачу преодоления цифрового неравенства.
Елена Алферова (Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области):
- в области есть населенные пункты, где из всего «многообразия» телекоммуникационных возможностей имеется только оранжевый таксофон универсального обслуживания, есть отделения почтовой связи, и в населенных пунктах с населением больше 500 человек – пункт коллективного доступа к сети интернет. Задача, которая на сегодня стоит перед правительством Новосибирской области, — обеспечить связью те населенные пункты, где кроме таксофона нет больше ничего, в том числе, и мобильной связи. Надо сказать, что мобильные операторы к нам прислушиваются, собирают сведения о качестве связи на территории области, так, например, в поселке Северном, мобильная связь есть, но она распределена неравномерно.
На сегодняшний день, у нас принято две программы: одна по развитию почтовой связи и по телекоммуникациям (на три года порядка 50 миллионов рублей из областного бюджета). Освоением этих денег по программе и строительством своих сетей будут заниматься муниципалы. Я сейчас призываю операторов принять участие в этой программе: пожалуйста, приходите со своими предложениями, на условиях конкурса они будут рассмотрены.
Возможно, именно диалог «бизнеса и власти» может стать необходимым «конструктивом», который ускорит темпы развития спутникового доступа и, как следствие, информационного покрытия?
Андрей Нагорнов (Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области):
- Я занимаюсь проблематикой «112» и ГЛОНАССом. Вот, космические технологии ГЛОНАСС, как в НСО эта система развивалась? Мы в рамках программы «Создание территориальной информационной системы» (2008 – 2010 гг.) заложили деньги (областные) на развитие инфраструктуры системы ГЛОНАСС и построили эту систему, наземная инфраструктура которой обеспечивает покрытие сегодня до 80 % территории НСО. Почему бы спутниковым операторам не развивать наземную инфраструктуру?
Иван Чеглаков (ГК «Радуга-Интернет»):
- с учетом того, что прибыль оператора, в среднем, составляет 2-3% от выручки, денег на строительство у нас просто нет, зато есть конкретное простое решение и опыт применения этого решения для обеспечения доступа. Решение есть, оно работает, но плохо продается. Почему? Во-первых, оборудование надо регистрировать – всё это стоит денег и требует времени. Если, например, муниципалитет будет готов купить оборудование, то оператор готов, в свою очередь, оборудование установить и начать предоставлять услуги конечному пользователю. Т.е. достаточно снять капитальные затраты с операторов, и они сами придут.
Ведущий дискуссии предложил выслушать мнение «со стороны» — то есть мнение эксперта, не являющего непосредственным участником отрасли. Слово взял один из ведущих аналитиков телекоммуникационного рынка.
Александр Шуголь (компания J’son & Partners Consulting)
- проблема, которую мы сегодня обсуждаем, не имеет региональной специфики, проблема характерна для России, в целом. Предлагаю вашему вниманию несколько коротких тезисов, предварительно я посчитал, что из них негативных тезисов меньше, чем позитивных. Есть два обстоятельства, которые мешают спутниковому интернету благополучно развиваться. Во-первых, спутниковый интернет не всем подходит, например, он не позволяет играть в он-лайн игры, а молодое поколение – это главный драйвер, это они заставляют родителей платить. Во-вторых, существует миф, даже на уровне министерства связи России, что россиянина необходимо осчастливить хотя бы 60-тью Кбит/сек. – но такой интернет никому сегодня не нужен.
Теперь о положительных моментах. На самом деле, существует удачный пример работы со «спутником», и он был озвучен – это «Триколор». Несмотря на то, что компания не занимается предоставлением доступа в интернет, а занимается телевидением, тем не менее, это один из самых удачных телекоммуникационных проектов по своей бизнес-идее. Они не тратили больших средств на построение дилерской сети, и имеют уже больше 6 миллионов подписчиков.
Есть ещё одна бизнес-модель, про которую не следует забывать: когда только начал развиваться широкополосный доступ, на энтузиазме отдельных людей стали появляться домовые сети, которые сегодня выросли в серьезных провайдеров.
После хвалебного упоминания «Триколора» представитель партнерской компании захотел поделиться некоторыми моментами продвижения на массовом рынке.
Евгений Корченко (компания «Первая Спутниковая Компания»):
- поделюсь опытом, как наша компания «дотягивается» до удаленных пользователей. Пакет у нас небольшой, порядка семь тысяч рублей – это телевидение «Триколор» и интернет; из оборудования: плата, антенна – и всё. Анализируя диллерскую сеть, в основном, работа строится с индивидуальными предпринимателями, в меньшей степени – компании. Сейчас у нас запускается программа через службу занятости. Вот, стартовый капитал составляет для дилера спутникового интернета, где-то 80 тысяч рублей. В службе занятости предлагается на конкурсной основе представить бизнес-проекты развития диллерской сети, и самому успешному проекту выдается сумма «подъемных» средств для развития бизнеса.
Справка: «Первая спутниковая компания» — крупная российская компания, занимающаяся дистрибьюцией телекоммуникационного оборудования для спутникового и кабельного телевидения, имеет крупную розничную сеть специализированных магазинов NoLimit Electronics.
Пожалуй, нельзя проводить абсолютную параллель между спутниковой связью, спутниковым интернетом и спутниковым телевидением. Всё-таки это задачи разного технологического уровня сложности, со своей уникальной спецификой. И какие-то из этих задач, на сегодняшний день, решаются легче, а какие-то – сложнее.
Дискуссионный цикл заставил собеседников – оппонентов вернуться к изначальному вопросу: о преодолении цифрового неравенства на территории Сибирского региона. Очевидно, что рынок готов предлагать свои решения, только нужно обеспечить готовность клиентов эти решения принимать.
Одна из итоговых цитат прозвучала почти философски.
Василий Михайлович Пушкин (Новосибирский центр Российского сегмента Globalstar)
- мы говорим о преодолении цифрового неравенства, но сама постановка вопроса – утопична. Равенства никогда не будет. Не смогут отдаленные районы иметь телекоммуникационный сервис, идентичный тому, что доступен на центральных территориях.
Михаил Бодягин адаптировал «спутниковую» философию под рыночные категории.
Михаил Яковлевич Бодягин (компания iKS-Consulting):
- согласен с тем, что устранение неравенства – вещь популистская. Я вижу рыночную проблему в чем? Объективно, в двух вещах: спутниковый ресурс и процедура регистрации. Если говорить о населенном пункте в 500 человек, из которых никому, по большому счету, не нужен интернет, то рыночной проблемы здесь быть не может. Когда включится рыночный механизм «спрос — предложение», тогда рынок сам придет в норму.
По итогам. Если молчать – никто не услышит. Если не сказать – никто и знать не будет. Участники дискуссии были благодарны друг другу за интересную беседу. Многие оказались друг другу полезны: мнения участников были конкретны и содержательны, — что, действительно, может приблизить решение проблемы «цифровой бедности» некоторых районов Новосибирской области. К тому же, спутниковый оператор «Радуга-Интернет» поведал о конкретных доступных решениях обеспечения доступа.
spbit.su