Федеральная антимонопольная служба (ФАС) надеется включить ТНТ и РЕН ТВ в перечень телеканалов, на которые распространяются поправки к закону "О рекламе", ограничивающие с 2011 года рыночную долю продавца телерекламы 35%. Служба попросила Роскомнадзор учитывать при определении федеральных телеканалов не только выданные лицензии на телевещание, но и соглашения на ретрансляцию телепрограмм. Такой подход ФАС легко можно будет оспорить в суде, предупреждают юристы. ФАС сделала повторный запрос в Роскомнадзор с целью составить перечень федеральных телеканалов, объявил вчера заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров. Такой список ведомству необходим, чтобы отслеживать соблюдение закона "О внесении изменений в ст. 14, 33, 36 ФЗ "О рекламе"": с 29 декабря 2010 года федеральным телеканалам запрещено работать с продавцом телерекламы, чья доля превышает 35% от всех поступивших именно на эти телеканалы рекламных бюджетов за последние два года. Федеральным телеканалом, как говорится в законе, является "организация, осуществляющая эфирное телевещание на территории более пяти субъектов РФ".
Роскомнадзор уже подготовил ФАС список 15 каналов (11 юрлиц), соответствующих имеющейся в законе формулировке: в него не вошли две крупные телесети ТНТ и РЕН ТВ, а также принадлежащий Минобороны канал "Звезда". Просто использованный в законе термин "организация" подразумевал наличие лицензий на вещание более чем в пяти регионах только у одного юрлица, а не у всей группы компаний (см. "Ъ" от 24 марта). Теперь ФАС просит Роскомнадзор учитывать не только собственные лицензии компании, но и лицензионные соглашения на ретрансляцию ее программ другими станциями, уточнил господин Кашеваров. Тем самым, по его словам, перечень федеральных каналов может увеличиться на три-четыре компании. Ответ на такой запрос сейчас готовится, подтвердил помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев.
У ТНТ сегодня 20 собственных станций и более 500 партнеров-ретрансляторов в 922 городах, уточнили в пресс-службе телеканала. У РЕН ТВ, как сказано на сайте канала, 27 собственных станций, всего программы канала передают более 1,1 тыс. эфирных и кабельных вещателей.
Без учета выручки ТНТ и РЕН ТВ доли в рекламных сборах каналов, уже названных федеральными, неизбежно увеличиваются. Так, Ассоциация коммуникационных агентств России оценивает совокупные затраты на телерекламу в 2008 году в 138,9 млрд руб. (с НДС; около 10% приходится на региональные телестанции). При заявленной выручке в 12,3 млрд руб. в 2008 году доля ТНТ тогда равняется 8,9%, РЕН ТВ — 4,1% при выручке 5,7 млрд руб. А доля, например, холдинга "СТС Медиа" (телесети СТС, "Домашний" и ДТВ) с выручкой почти 18,8 млрд руб. составляет 13,5%. Если же при оценке всего рынка не учитывать ТНТ и РЕН ТВ, то при той же выручке доля "СТС Медиа" вырастает уже до 15,3%. Следовательно, возможность "СТС Медиа" объединиться в пул с каким-нибудь другим холдингом для совместных продаж телерекламы усложняется.
Управляющий партнер коллегии юристов СМИ Федор Кравченко сомневается, что переписанный перечень телеканалов будет соответствовать принятой в законе формулировке: "Из определения следует, что подразумевается именно наличие лицензии на вещание". Заместитель гендиректора юрфирмы "Право и консультация" Павел Монаков также считает новый подход ФАС уязвимым: "При желании включение телеканала в перечень федеральных, исходя из числа ретранслирующих его передачи станций, можно оспорить в суде".
Поправки к закону "О рекламе" направлены против группы "Видео Интернешнл" (ВИ), по итогам 2008 года контролировавшей более 60% всех продаж телерекламы в стране. Сейчас ВИ продает рекламу в эфире 13 телеканалов. С 2011 года она сможет продолжить сотрудничать лишь с одним из трех своих ныне самых крупных клиентов — "Первым каналом", ВГТРК или "СТС Медиа". Как сообщал "Ъ" 9 апреля, структуры банка "Россия", владеющие РЕН ТВ и "Пятым каналом", сейчас близки к покупке 100% группы "Видео Интернешнл". По мнению участников рынка, если сделка состоится, ВИ может остаться продавцом "Первого канала", РЕН ТВ и "Пятого", а с ВГТРК продолжит сотрудничество как посредник, оказывающий сервисные услуги формально выбранному госхолдингом сейлз-хаусу. "Схемы, когда один селлер передоверит продажи другому, не пройдут",— подчеркнул господин Кашеваров.
Сергей Соболев, Павел Белавин
Газета «Коммерсантъ» № 64 (4364) от 13.04.2010