Игры в ящике: прошлое и будущее телеканалов для геймеров

gamelandПамяти Сергея Супонева и Кузи посвящается.

Итак, пока вы сутками напролёт пытаетесь взглядом протереть дыру в экране своего ноутбука или смартфона, в игровом сообществе прогремела большая новость: запускается новый российский телеканал. И не про какие-нибудь жареные новости о преступлениях под впечатлением от GTA, а самый настоящий канал для геймеров, с киберспортом и косплейщицами.

Чтобы подготовиться к столь яркому событию, рекомендуем ознакомиться с историей взаимоотношений игровой индустрии и голубого экрана. А отношения эти были ой как непросты.

Собственно, это тот случай, когда две стихии просто не могли разминуться. Их отношения начались в далёком 1973 году, когда наши родители беззаботно бегали на солнышке и даже не догадывались, что скоро навсегда увязнут в коконе глобальной паутины. Впрочем, были у такой жизни и очевидные минусы: ни тебе смешные картинки в соцсети полистать, ни новостям ужаснуться. Люди были вынуждены обращаться к более традиционным каналам доставки контента — газетам и журналам, радио и, ясное дело, телевидению. Причём пузатый ящик на тот момент был самым что ни на есть прогрессивным каналом. А для чего нужны самые прогрессивные информационные каналы, если не для рекламы? Так, в 1973 в США произошло первое в истории задокументированное упоминание видеоигр на ТВ. И выглядело оно примерно так...

 

Видали, что творится? Неплохо бы поторопиться!

На тот момент развитие игровых систем было отнюдь не таким бурным, как в последние два десятилетия, а потому вплоть до 1978-го интерактивные развлечения не могли предложить «ящику» ничего, кроме наивных рекламных джинглов. А затем случилось вот что: в голову некоего Мартина Кемпнера пришла одна из тех мыслей, что придают смысл выражению «всё гениальное просто». «Чёрт побери! — подумал Мартин. — Все хотят играть, но не у всех есть на это деньги!» Так и появилась на свет первая интерактивная телеигра TV POWWW!

Игры в ящике: прошлое и будущее телеканалов для геймеров

Зрителям предлагалось усаживаться перед телевизором поудобнее, и, вооружившись кроличьей лапкой (желающих-то — тьма), звонить в студию, чтобы на виду у огромной аудитории попытать свои силы в одной из игрушек для Intellivision — в пришельцев там пострелять, или в баскетбол погонять. Любопытнее всего, что в шоу было реализовано настоящее голосовое управление: чтобы, например, выстрелить, пользователю приходилось кричать в трубку некое кодовое слово. Уж не знаем, сидел ли на том конце провода специальный человек-геймпад, но хочется в это верить. Шутки шутками, но программа снискала бешеную популярность: 79 американских телеканалов не выпускали её из ротации вплоть до середины 80-х, а, например, итальянские и австралийские зрители могли любоваться роскошной графикой Intellivision аж до начала 90-х, когда даже дети Советского Союза уже успели познать прелести пиратских NES и Sega Genesis. Вообще формат телеигр прижился настолько, что некоторые прогрессивные компании решились делать новые проекты специально для этого дела.

Например, в середине восьмидесятых датская студия SilverRock Production разработала технологию, позволяющую управлять героем игры при помощи кнопочного телефона, и успешно реализовала её в детской передаче про приключения тролля Хьюго. Того самого, что спустя десять лет заговорит голосом доктора Кляйнера из Half-Life 2 на канале «РТР», но уже под именем Кузя. И пока океан чистых детских глаз заворожённо следил, как весёлый пиксельный тролль раскатывается в тонкий блин булыжниками, «целуется» с в лоб идущими поездами и задыхается под водой, родители озадаченно чесали затылок, глядя на счета за телефонные разговоры — звонки-то в студию были отнюдь не бесплатными. Тем не менее, Кузя уверенно шагал по планете — даже в 2007-м, когда геймеры познали все прелести PlayStation 3 и Xbox 360, права на шоу про Хьюго закупили в 47 странах.

Игры в ящике: прошлое и будущее телеканалов для геймеров

Впрочем, самым прогрессивным (хотя и далеко не самым популярным) оказалось вышедшее на экраны в 1987 году интерактивное шоу Captain Power. Игра не предполагала призы или славу на всю страну, зато и не требовала часами висеть на телефоне. Принять участие мог любой ребёнок, чьи родители не зажали денег на специальную игрушку в виде футуристического истребителя. Пока на экране крутили экшен, самолёт в руках игрока должен был уклоняться от вражеского огня и стрелять в ответ. Словно уже этого мало, в случае проигрыша из кабинки катапультировался игрушечный пилот. Решительно непонятно, как после такого можно было всерьёз воспринимать Duck Hunt. Но довольно забегать вперед. Ведь следующим шагом на пути к телевизионному господству для видеоигр стали… мультсериалы.

Инки-Пинки-Блинки

Что, между прочим, вполне логично: вы героев из игр 80-х вообще видели? Этих маскотов словно с тем только умыслом и выдумывали, чтобы под карандаш, на плёнку — и в каждый дом. Собственно, так в 1982 году и поступила студия «Ханна-Барбера» (а это, между прочим, известные мультипликаторы, подарившие миру такие шедевры, как «Том и Джери» и «Семейка Адамс») — экранизировала Pac-Man. На самом деле мультсериал имел мало общего со своим первоисточником — Пакман, даром, что жёлтый колобок на ножках, обзавёлся семьей, шляпой и заговорил с Нью-Йоркским акцентом.

Свидетельств успеха, равно как и провала шоу история не сохранила. Но, нужно полагать, телевизионные боссы по достоинству оценили подобный дебют, потому что всего год спустя, в 1983-м, на американском канале CBS был запущен анимационный проект Saturday Supercade. Одним махом мультсериал рассказывал про половину героев популярных аркадных игр тех времен: Марио и Донки Конг, Гарри Питфол, лягушонок Фроггер, Кью Берт — все там были. К слову, вся эта наркомания продлилась аж два года, недвусмысленно подтверждая, что игры уже стали ярким культурным феноменом, которому самое место на ТВ.

Очевидно, Nintendo сделала серьёзную ставку на телевидение, как инструмент популяризации своих миров, потому что на протяжении 90-х компания стала суперзвездой голубых экранов в натуральную величину. Чего только стоит безумное The Super Mario Bros. Super Show на канале FOX, где наряду с рисованными персонажами кривлялись живые актёры. Между прочим, Марио играл профессиональный боец WWE, а роль Луиджи досталась Дэнни Уэлсу — голосу капитана Партриджа из Splinter Cell: Chaos Theory.

Или вышедший в том же году Captain N: The Game Master, по сюжету которого простой парень Кевин попадает в мир Nintendo, где бок о бок с Мегаменом, Саймоном Бельмонтом и говорящим Game Boy сражается со злодеями из Metroid, Punch-Out и Kid Icarus. Признайтесь, вам не хватает таких сериалов сегодня.

Это не говоря уже о Покемон-лихорадке, накрывшей планету в 1997-м. Пусть трепещет стадион — играет чемпион! Кхм, так о чём это мы?

Ну вот, волна ностальгии снова унесла далеко в будущее, хотя по хронологии событий нам сейчас следует быть в 1982-м. Ведь именно в тогда на американском канале WTBS стартовало шоу Starcade, где геймеры всех возрастов могли соревноваться за ценные призы прямо в студии. Игроки при этом сражались один на один (или целыми командами), а выбор «дисциплины» оставался за тем участником, кто сумеет правильно ответить на заковыристый вопрос в духе «сколько в Пакмане привидений?» или угадать проект по скриншоту. Прямо «Кто хочет стать миллионером?», только с крутыми аркадными играми.

Спустя два года передачу закрыли, но дело авторов жило ещё долгие годы, обретая всё новых последователей в лице Video Power, Nick Arcade, Arena и других.

 

Серьёзная журналистика

Что ж, поднимать аудитории настроение телевизионщики умели всегда, это факт. А с такой благодатной почвой было бы даже странно, если бы за прошедшие с 1973-го 20 лет развлекательные форматы не добились определённых успехов. Впрочем, наша индустрия тоже не стояла на месте, и к началу девяностых домашние игровые системы стали вполне себе массовым продуктом, который заслуживает самого пристального внимания СМИ. Мир уже успел принять и переварить понятие игровой журналистики в печатном виде, настало время подключиться господам из телевизора. Словом, никто не удивился, когда в 1990 году на экраны вышло GamePro TV — низкобюджетное экспериментальное шоу, снимавшееся в партнёрстве с журналом GamePro. На протяжении 20 минут ведущие рассказывали о новых и ещё не вышедших разработках для NES, SNES, Game Boy и Sega Genesis — то бишь, делали обзоры и превью.

Игры в ящике: прошлое и будущее телеканалов для геймеров

Другое дело, что передача-то ориентировалась всё больше на детей, да и профессиональные критические стандарты в те времена были далеки от идеалов. Посему вместо того, чтобы разбираться в тонкостях игровой механики и графических технологиях, ведущие львиную долю экранного времени делились секретами успешного прохождения, в том числе теми, что присылали зрители. Короче, зрелище было на любителя, но именно оно стало предвестником большой волны информационных передач об играх, что захлестнули телевизионный мир к середине девяностых. Останавливаться на каждой решительно не имеет смысла — поверьте, их было чертовски много.

Но можно выделить любопытное британское шоу Bad Influence!, где звёздами экрана были не столько ведущие, сколько гости программы из прогрессивной молодёжи, которые делились своими впечатлениями в рамках рецензий. Кроме того, авторы передачи одними из первых перестали навязывать зрителям образ видеоигр, как развлечения для всей семьи, и выделили геймеров (а заодно и себя) в особу касту — techies — т. е., двинутые на технике. Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к эдакой субкультуре, они даже завели чудаковатого «эксперта по чит-кодам», который, следуя образу, жил в заваленном компьютерами сарае и походил на героя фильма «Хакеры».

К слову, Россия тоже не стояла в стороне, и уже в 1994-м обзавелась отечественной программой про игры. Во многом «Денди — новая реальность» обязана своим успехом уникальной харизме и чувству юмора Сергея Супонева — культового в определённых кругах ведущего, известного также по работе над передачами «Зов Джунглей» и «До 16 и старше». И пусть Супонев с серьёзным лицом обозревал игры для Dendy — нелегального клона NES. Пусть с завидным постоянством допускались ошибки и ляпы, а из рекламы можно было состряпать пачку отдельных выпусков, столько её было. Всё это начисто меркло на фоне потрясающего обаяния Сергея Евгеньевича и его умения чувствовать дух и ноту детского сознания. Далёкий от игр человек говорил с нами на совершенно геймерском языке и это воспринималось органично — больше такого не случалось никогда.

Увы, после полутора сотен выпусков на «2х2» и «ОРТ» передачу закрыли, а спонсор показа, компания-дистрибьютор консолей Steepler, нашла новых любимчиков — Бонуса и Гамовера из программы «От Винта!», целиком посвящённой рецензиям на игровые новинки. Впрочем, иногда выпуски разбавляли спецматериалами о технологиях и интервью. А в 1997 году провели натуральный летсплей по Duke Nukem 3D. Поговаривают даже, что старые выпуски «От Винта!» до сих пор крутят на некоторых кабельных и региональных телеканалах.

Игры в ящике: прошлое и будущее телеканалов для геймеров

Тут может сложиться впечатление, будто новости и обзоры — венец игровых передач на ТВ. Некоторое время так и было, но уже в XXI веке продюсерские команды в своей изобретательности сделали несколько шагов вперед, и напридумывали тучу тучную принципиально новых (по крайней мере, для геймерской ниши) форматов. К примеру, в 2013 году на британском канале Chanel 4 вышел цикл из 25 передач «Как видеоигры изменили мир», где каждый выпуск был посвящён одной культовой игре из тех, что оставили неизгладимый след не только в индустрии, но и на всей мировой культуре — DOOM, Tomb Raider, StarCraft и т.д.

Американский MTV2 в 2004 году удивил общественность рубрикой Video Mods: специально для игры подбиралась популярная песня, после чего технические специалисты на основе игрового движка «монтировали» видеоклип. Там и Люк Скайуокер запевал перед армией клонов Take Me Out, и генерал Гривус лупил по барабанной установке во все четыре руки, и вампирша Рейн томно танцевала под Evanescenсe, и много чего весёлого происходило.

Впрочем, в вопросе оригинальности (опять же, по игровым меркам), пальму первенства и по сей день держит безумное шоу Proving Ground, в рамках которого журналистка IGN Джессика Чобот и звезда Jackass Райан Данн проверяли на прочность игровые механики в реальной жизни. В общем-то, концепция во многом напоминала тех самых «Чудаков». К примеру, один раз ребята гоняли на картах и кидались банановой кожурой — в Mario Kart же работает! А другой раз и вовсе нарядились в птичьи костюмы — и давай стрелять друг в друга из гигантской рогатки.

Хотя, что это мы всё о передачах да о передачах? Можно подумать, у медиамагнатов кишка была слишком тонка, чтобы вложиться во что-то более масштабное. Вроде телеканала для геймеров. Что, конечно, неправда от слова «совсем». Взять хотя бы американо-канадский G4 2002 года выпуска, что со временем вошёл в пакет Esquire Network. Сутки напролёт там крутили новости и обзоры, истории серий и эксклюзивные интервью, ток-шоу и прямые трансляции с ComicCon. Были даже передачи, целиком и полностью посвящённые отдельным жанрам или направлениям — спортивным симуляторам или там MMO. Словом, для увлечённого геймера это был сущий рай. Впрочем, со временем (что может показаться почти неизбежным в век YouTube и широкополосного Интернета) у канала начались серьёзные проблемы с интересом аудитории. Чтобы остаться на плаву, руководство включило в эфирную сетку модные сериалы, шоу Джимми Феллона... и ряд передач, посвященных путешествиям, моде и кулинарии. Программы эти, по задумке, должны были отвечать интересам аудитории. Она, видите ли, сплошь состоит из молодых метросексуалов. Как говорится, long story short: 31 декабря 2014 телеканал официально был закрыт. Впрочем, 12 лет успешного вещания по столь специфичной теме провалом тоже назвать ну никак не получается.

Игры в ящике: прошлое и будущее телеканалов для геймеров

И это отнюдь не единственный пример. Взгляните хотя бы на международный мультиязычный Ginx TV, запущенный в 2008-м. Следуя духу времени, команда освещает не только «большие» тайтлы, но и проекты для портативных консолей, мобильные девайсы и приложения, а также кино, музыку и комиксы, имеющие хотя бы отдалённое отношение к нашему любимому хобби. И ничего: назло Интернету по сей день вещают на всю Европу, даже кусочек Балкан и Азии зацепили.

Любопытнее всего, что российское ТВ в этом вопросе практически не уступало западным коллегам. Так, уже в 2007 году медиакомпания Gameland, известная по глянцевым журналам «Страна игр», «Хакер», «Хулиган», «Железо» и «PC игры», запустила телеканал собственного имени — Gameland TV. При этом эфирная сетка изначально не ограничивалась геймерскими темами. В рамках «Всё кино» обозревались новинки проката и DVD, Карина из передачи «Невод» комментировала смешные и провокационные видео, найденные на просторах сети, а очаровательная Кигури уводила зрителей в мир аниме и японской поп-культуры. К слову, ведущий программы «Пульс» Дмитрий Иванов прямо сейчас трудится в 4PDA — как говорится, мир тесен.

Игры в ящике: прошлое и будущее телеканалов для геймеров

Практически одновременно с Gameland в программе передач появился Gameplay. TV, годом позже переименованный в «Первый игровой» — проект с космическим размахом и более чем полусотней передач в активе. Тут тебе и «Большой кинозал», где после показа полнометражного фильма профессионалы делились критическим мнением, и «Вечернее шоу» Кати Гордон, где злободневные темы обсуждали представители игровой индустрии, и технологии, и киберспорт, и вообще темы на любой вкус.

Правда, недолго музыка играла: уже в 2010-м Gameland TV свернула производство половины передач и сменила вывеску на MAN TV — канал для мужиков, короче. Последние креатив не оценили: год спустя трансляция была бессрочно заморожена. А осенью того же 2011 года «Первый игровой» внезапно превратился в RAP.RU. Впрочем, на этом попытки подружить видеоигры с аудиторией российского телевидения отнюдь не прекратились: в 2013-м стартовал канал «с образовательным уклоном» Cyber-game.TV, а уже весной 2015-го зрителям СНГ был представлен спутниковый Gamanoid TV, где обзоры видеоигр сменяются кино и сериалами.

Игры в ящике: прошлое и будущее телеканалов для геймеров

Одним словом, игровое телевидение — штука хоть и недостаточно развитая (особенно в русскоязычных странах), а всё же очень изобретательная. И где-то в коллективно-бессознательном она хранит более 40 лет разнообразного опыта, что далеко не вампир чихнул. По идее, следующим витком этой эволюции должен стать запуск нового российского канала для геймеров – Game Show TV. В шоу-программе истории об играх, гаджетах и киберспорте от профи российских игровых медиа. И хотя глобальная паутина давно и упорно пытается поставить телевизор на колени, тот более чем активно брыкается и не думает сдаваться. Что из этого в итоге получится? Узнаем через год-другой.

 

Автор текста: Денис Рыбалко
Источник: 4pda.ru

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.