Эксперты прогнозируют бурное развитие платного телевидения. Согласно последним исследованиям, аудитория платных каналов и продолжительность их просмотра, по сравнению с эфирными каналами, стремительно растут. При этом специалисты отмечают серьезную нехватку интересных российскому зрителю передач в контенте платных каналов.
На Западе платное телевидение давно вошло в повседневную жизнь – в США его смотрит до 90% населения, в Европе – порядка 30%. Российский рынок платного ТВ начал развиваться гораздо позднее, чет западный, и сейчас около 17,5% россиян (то есть 19,5 миллионов человек) являются его потребителями. Ежегодно доля подписчиков увеличивается на 10%, а в ближайшие годы рост составит 25-30%. Всего же, по оценкам экспертов, до 49 миллионов россиян могут быть потенциальными зрителями платных каналов.
Скачок потребительского интереса к рынку платных ТВ-услуг в значительной степени обусловлен развитием технологий – это и спутниковое, и кабельное, и IPTV. Такое разнообразие обеспечивает потребителю возможность выбора и технологии, и провайдера и самого телевизионного контента. Важно и то, что конкуренция на рынке платного ТВ меняет традиционную модель телевидения. Монополия государственных и частных эфирных каналов уходит в прошлое, а новые платные каналы определенно будут способствовать разнообразию, модернизации и развитию всей телевизионной сферы.
Кто на что смотрит
Опросы говорят о том, что до сих пор более половины россиян (54%) не платят за телевидение. Многие выбирают возможности коллективной антенны (27%), и только 16% смотрят кабельное или спутниковое ТВ. Однако рост благосостояния населения и изменение потребительских моделей поведения постепенно приводит к изменению этих пропорций.
Изначально платное телевидение было адресовано тем слоям населения, которые были готовы платить больше за возможность удовлетворить собственные информационные, культурные и развлекательные запросы. Сейчас эта ситуация меняется – число таких людей (большей частью это активные образованные люди производительного возраста, не понаслышке знакомые с коммуникационными новинками) значительно увеличилось. И новые абоненты хотят уже не столько большого выбора каналов, сколько их адекватного качественного наполнения.
В условиях растущей конкуренции операторам платного телевидения не остается ничего иного, кроме как заинтересовать зрителя востребованной им информацией. Поэтому задача создания уникального контента, способного дать зрителю нечто отличное от бесплатного телевидения, производящего массовый продукт, чрезвычайно актуальна сейчас для участников рынка. Эксперты считают, что будущее в этом направлении за "нишевыми" каналами, то есть освещающими определенную тематику, к примеру, кулинарию или джаз, рыбалку или похороны. В идеале, такие каналы будут формироваться с учетом индивидуальных пожеланий, и телевидение, в итоге станет более интерактивным.
Однако, несмотря на очевидный спрос, проблема наполняемости канала интересным российскому зрителю продуктом, сейчас стоит остро. Еще несколько лет назад платные каналы транслировали зарубежные сериалы и передачи, в лучшем случае переведенные на русский язык. Сейчас, несмотря на стабильную любовь к нескольким, самым популярным мировым каналам (к примеру, явный лидер – семейство телеканалов Discovery) потребитель хочет смотреть то, что интересно и понятно лично ему и обязательно на родном языке. К примеру, канал для рыболовов будет популярнее, если покажет российских рыбаков, а не норвежских. И если отечественная киноиндустрия более-менее справляется с возросшими потребностями, то сегмент тематических передач представлен очень слабо. Похоже, что эти трудности российским платным каналам предстоит решать в самое ближайшее время.
Платим и довольны
По сведениям аналитика iKS-Consulting Елены Крыловой, средняя доходность с одного абонента (ARPU) на рынке платного телевидения сейчас довольна низка — порядка 5 долларов. Это означает, что, потратив в месяц чуть более ста рублей, житель российского города — миллионника может смотреть около 60 каналов. Рост конкуренции среди провайдеров, вероятно, приведет к еще более низким ценам. Именно этот процесс фиксируют последние исследования. В итоге у российского зрителя остается все меньше причин не становится абонентами платного ТВ – цена на услугу падает, предложение растет, покупательная способность увеличивается, а платный канал тем временем предлагает заманчивое высокое качество звука и изображения и возможность смотреть передачи мирового уровня.
С другой стороны, в России сложилась уникальная ситуация с эфирным вещанием. Мало где в мире бесплатно – или за символическую плату — предлагается такой разнообразный и качественный телевизионный продукт, как в российском эфире. Россияне привыкли к тому, что эфирные каналы показывают много хороших современных фильмов, тогда как на Западе их в первую очередь транслируют платные каналы. Поэтому есть вероятность, что часть аудитории просто не оценит выгод платного телевидения, довольствуясь по привычке массовым эфирным продуктом.
Много вопросов в этом плане оставляет также реализация Концепции развития телерадиовещания (о ней 5-tv.ru писал ранее). Основная идея Концепции – полный перевод российского ТВ-вещания на цифровой формат. В этом формате будет предложен некий "социальный пакет" каналов, доступный бесплатно всем жителям страны. В него должны войти около десяти каналов, центральных и региональных. При этом до сих пор официально не объявлено, какие именно каналы войдут в этот "социальный пакет", на какие средства будет проводится замена телевизионного оборудования у населения и даже когда начнется реализация Концепции. В сущности, для отдаленных районов страны, где есть проблемы с приемом аналогового сигнала, предложенный пакет, вероятно, станет решением всех телевизионных проблем, и потребность в платном телевидении так и не встанет на повестке дня. Но для жителей крупных городов он едва ли останется единственный домашним телевидением, и оттока аудитории платных каналов не произойдет.
В целом, можно с уверенностью сказать, что сегодня уровень развития технологий передачи ТВ-сигнала, интерес потребителя к продукту и стремительная конкуренция на рынке ТВ-услуг меняют привычную картину телевещания. На смену традиционному эфирному ТВ, транслирующему массовый усредненный продукт, постепенно приходит телевидение, рассчитанное на индивидуальные вкусы и потребности. Однако удовлетворить их полностью российский ТВ-рынок, видимо, пока не готов – проблему того, что показывать требовательному зрителю, еще только предстоит решить.
www.allsat.biz