Дополнять российский стандарт цифрового ТВ условным доступом поздно

Цифровое эфирное ТВДополнять национальный стандарт цифрового эфирного телевидения, на который в настоящее время переходит Россия, системой условного доступа, позволяющей доставлять потребителю услуги адресно, уже поздно, сказал журналистам заместитель главы Минкомсвязи Алексей Малинин.

Изначально в России предполагалось использовать стандарт первого поколения эфирного цифрового вещания — DVB-T. Впоследствии, уже в ходе реализации национальной программы перехода на цифровое ТВ, в качестве базовой технологии был утвержден более совершенный стандарт DVB-T2. Затем в Минкомсвязи возникла идея доработки требований к телеприемникам в виде системы условного доступа, которая является непременным элементом платного телевидения, регулирующим с помощью средств криптографии набор каналов и других услуг, которые может получать каждый из пользователей.

Уже выбранная конкретная система так и не была утверждена. «Если внедрение САУ (система адресного управления, или система условного доступа — ред.) будет предлагаться сегодня, то я буду против. Мы просто упустили время, это нужно было делать два года назад. При этом я абсолютно уверен, что это нужно делать. И это не мое мнение — это мнение международного сообщества. Рано или поздно в любой цифровой сети будет внедрена та или иная САУ», — сказал в среду Малинин журналистам на пути в Москву после запуска в Камбодже вещания нового местного вещателя цифрового ТВ, подконтрольного российскому частному холдингу «Дженерал Сателайт».

Именно этот холдинг Малинин указывает в качестве разработчика условной системы доступа, которая уже была выбрана министерством для утверждения в качестве стандартной для российского эфирного цифрового телевидения.

Представители «Дженерал Сателайт» опровергли РИА Новости эти данные, заявив, что систему разработала компания ЛКС. Информацию об аффилированности последней со структурами холдинга пресс-служба «Дженерал Сателайт» не комментирует.

Малинин считает время для введения стандартной системы условного доступа упущенным потому, что в Россию уже было ввезено и продано много телеприставок, которые бы пришлось менять. Схожая ситуация возникла при отказе от DVB-T, когда на момент принятия решения в России было продано сотни тысяч приставок, которые при миграции на DVB-T2 утратили свою актуальность. По мнению Малинина, доводить до необходимости повторной замены оборудования было бы уже абсурдным.

Тем не менее, Малин, который курирует в профильном министерстве вопросы, связанные с телевидением, полагает систему условного доступа полезным атрибутом цифрового ТВ. «Главное отличие цифровой сети от аналоговой — адресность. Здесь есть плюсы и минусы. Нам не очень нравится, что за нами все следят. Можно подозревать, что САУ относится к этой же истории. Но в отличие от компьютерной техники, в телевидении это невозможно. Для этого достаточно выдернуть розетку», — сказал Малинин.

Проблема российского цифрового ТВ, с точки зрения чиновника, в том, что из-за отсутствия системы условного доступа у государства нет контроля корректности работы поставляемого оборудования — САУ могла бы давать такую обратную связь вещателю. «Наши же граждане придут к нам и начнут спрашивать: „Я, вот, купил DVT-2, а оно не работает“. У нас нет механизма регулирования этого рынка», — заключил заместитель главы Минкомсвязи.

По словам Малинина, критические экспертные замечания, высказанные по поводу выбора Минкомсвязью конкретной системы условного доступа, вызваны завистью к конкуренту, создавшему продукт. С точки зрения чиновника, внедрение системы кодировки телесигнала необходимо для любого производителя, как российского, так и зарубежного, который желает контролировать качество работы своей техники.

Еще одним плюсом от теоретического появления системы условного доступа в России как стандарта могла бы стать реализация на его базе системы оповещения о чрезвычайных ситуациях: поданный через САУ сигнал мог бы принудительно включить предупреждающий сигнал на приставке. «Возьмем ситуацию с Крымском. Если честно, то у нас ситуация с системой оповещения и вообще предупреждения чрезвычайных ситуаций — отвратительная (чиновник использовал более грубое выражение — ред.). Это потому, что каждый городит что-то свое. Это, кстати, проблема не только России. Такая ситуация во всем мире. Но есть вещи, которым давно надо было научиться», — заключил Малинин.

Он привел в пример землетрясение в Японии, где схожая по устройству система, внедренная во все рекламные экраны, во время бедствия в стране спасла тысячи жизней.

ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы» предполагает полный переход России на цифровой формат телевещания до конца 2015 года. Объем финансирования программы составляет 122,4 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета будет выделено 76,4 миллиарда рублей.

Малинин, работавший еще при прежнем министре связи Игоре Щеголеве, еще не знает, останется ли работать в министерстве в команде нового главы ведомства — Николая Никифорова. В среду Малинин пояснил, что перемены в министерстве не влияют на его окончательный выбор, но сам он не чувствует, что чиновничья работа ему не подходит.

РИА Новости

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.