Рост рынка платного ТВ в России по итогам 2023 года остановился
Рост рынка платного ТВ в России по итогам 2023 года остановился

Согласно данным из индустрии, рост рынка платного телевидения в России остановился в 2023 году, достигнув отметки в 106 миллиардов рублей. Этому способствовало расширение интерактивного и онлайн-телевидения.

Потенциальные новые абоненты также могли оттолкнуться от помех в вещании телеканалов, которые возникли в июне-июле 2023 года, считают аналитики. По их прогнозам, в следующем году рынок платного телевидения сократится, а количество подключенных домохозяйств также уменьшится.

Крупнейший участник этой отрасли, «Триколор», сообщил, что рост рынка платного телевидения по итогам 2023 года приостановился. По оценкам компании, количество абонентов всех операторов спутникового телевидения в целом уменьшилось на 0,1% за данный период. На запрос газеты «КомерсантЪ» представители «НТВ Плюс», «Орион ТВ» (владелец «Телекарты») не ответили, а в компании МТС отказались давать комментарии.

Эти данные также подтверждаются компаниями TelecomDaily и «ТМТ Консалтинг». Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков отметил, что интерактивный сегмент по-прежнему остается ключевым направлением развития платного телевидения, особенно в регионах. Однако в остальных аспектах платный сегмент уступает нелинейному телевидению, где зритель сам выбирает контент и время его просмотра. По мнению господина Кускова, рост этой категории составляет около 35–40% ежегодно.

По оценкам Елены Крыловой, директора по проектам в консалтинговой компании "ТМТ Консалтинг", объем платного телевидения на рынке составил 106 миллиардов рублей. Изначально в 2022 году агентство прогнозировало эту цифру на уровне 109 миллиардов рублей. Как отмечает г-жа Крылова, средний доход с одного абонента (ARPU) к концу 2023 года составил 191 рубль. Она выделяет две основные причины остановки роста этого сегмента: уменьшение числа абонентов кабельного телевидения из-за перехода на бесплатное эфирное вещание и помехи, возникшие в июне-июле 2023 года на спутниковом телевидении. Эти помехи, по словам Елены Крыловой, привели к оттоку абонентов, которые предпочли подписки на онлайн-кинотеатры, предлагающие цифровое телевидение в своих пакетах.

В августе 2023 года российские операторы спутникового телевидения сообщили РБК о воздействии враждебного "сопредельного государства", что привело к сбоям в передаче популярных каналов. В ноябре прошлого года компания объявила о запуске проекта "Триколор Ультра" — проекта, обеспечивающего защиту от внешних помех вещания на российском спутнике "Экспресс-АТ1".

Пандемия 2023 года стала еще одним серьезным испытанием для операторов платного телевидения в России. На это повлиял отток зарубежных каналов, таких как MTV, Nickelodeon, Discovery, а также снижение платежеспособности абонентов (см. «КомерсантЪ» от 26 мая 2022 годасм. «КомерсантЪ» от 26 мая 2022 года). Кроме того, прогнозы операторов, ожидавших увеличения аудитории за счет сокращения контента онлайн-кинотеатров, не оправдались, утверждают респонденты «КомерсантЪ» из числа участников рынка: стриминг-платформы увеличили закупки восточного контента и начали производство собственных оригинальных проектов.

Значительно выросли затраты на аренду спутниковых каналов и модернизацию оборудования. В «Триколоре» отмечают, что эти затраты ожидаемо выросли вместе с увеличением курса валюты, который "с 2022 года вырос почти вдвое". Тем не менее, в компании утверждают, что они остаются лидером на рынке и развивают дополнительные сервисы и линейку устройств под своим брендом. По итогам 2023 года абонентская база оператора выросла на 0,25%, достигнув 12,3 млн домохозяйств.

Эксперты рынка медиа предполагают, что уже к концу следующего года произойдет сокращение как объемов рынка платного телевидения, так и числа подключенных домохозяйств, особенно из-за того, что онлайн-кинотеатры предлагают цифровое телевидение в рамках подписки, а граждане стараются экономить.

 

По материалам kommersant.ru

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.