Согласно данным исследования российского рынка абонентских приемных устройств (STB) в России по итогам 2011 г., проведенного компанией J’son & Partners Consulting, рынок STB в России демонстрирует положительную динамику. После кризисного для рынка 2009 г. объемы продаж в 2010 г. вернулись на докризисные позиции, количество проданных приемников составило 3,45 млн. Общий объем рынка абонентских приемных устройств в России в 2011 г. составил 3,95 млн проданных STB.
Вообще STB (ТВ-приставки, ресиверы цифрового ТВ) дают более широкие возможности управления «телесмотрением» для абонентов, нежели обычный телевизор. С помощью STB можно получать видео-по-запросу, записывать и проигрывать любимые телепрограммы и фильмы на встроенном жестком диске, подкачивать дополнительные данные из Интернета, получать другие дополнительные услуги. STB-приставки также значительно дешевле телевизоров, и с их помощью можно охватить цифровым вещанием тех абонентов, у которых нет новых моделей телевизоров, пригодных для непосредственного приема цифровых программ.
J’son & Partners Consulting прогнозирует, что по итогам 2012 г. российский рынок цифровых телевизионных ресиверов достигнет 5,15 млн ед. (см. рисунок).
Источник: J’son & Partners Consulting, данные операторов, данные производителей STB
Основными клиентами производителей STB останутся спутниковые операторы. Кратковременный спад наблюдался в спутниковом сегменте в пост-кризисном 2009 г., в 2010-2011 гг. возобновился рост, который, как ожидается, продолжится также в 2012 г. Крупнейшим производителем STB для спутниковых операторов остается российская компания General Satellite — главный поставщик цифровых ресиверов для оператора «Триколор-ТВ».
Активно развивающийся рынок IPTV останется вторым по объему сегментом STB. Разрыв между IPTV и спутниковым ТВ постепенно сокращается: по итогам 2012 г. будет продано всего в два раза меньше цифровых ресиверов для IPTV, чем для спутникового ТВ. В 2011 г. разрыв был в 4 раза, в 2010 г. — в 5 раз. Крупнейший производитель STB для IP-телевидения — компания SmartLabs (холдинг INLINE Technologies Group), которая является основным поставщиком цифровых ресиверов для телезрителей оператора «Ростелеком». IPTV STB. Рост по сравнению с предыдущим годом составит 16%. Однако при условии запуска новых мультиплексов и увеличении предложения на рынке STB этот сегмент может продемонстрировать в 2013 г. рост до 1 млн. проданных устройств в год. Крупнейшими производителями на рынке цифровых эфирных STB являются российские производители, в первую очередь, Ставропольский радиозавод «Сигнал» (Ставропольский край), ОАО «Радиозавод» (г. Пенза), Завод «Промсвязь» (г. Уфа), General Satellite (Калининградская обл.) В 2012 г. иностранные бренды увеличат свое присутствие на российском рынке, доля российских производителей несколько снизится.
Цифровые эфирные STB (DVB-T, DVB-T2)
Рынок цифровых эфирных приемников DVB-T и DVB-T2 остается третьим по величине сегментом. В 2010-2011 гг. сегменты IPTV и цифровых эфирных STB совпадали по объему продукции. В 2012 г. продажи цифровых эфирных STB будут заметно меньше, чем продажи чем продажи IPTV STB.
Цифровые кабельные ресиверы остаются наименьшим сегментом. Этот рынок демонстрирует минимальную динамику. В долгосрочной перспективе рост рынка кабельных STB будет связан с переводом кабельными операторами своей абонентской базы с аналогового приема на цифровой. Как и на рынке цифровых эфирных STB, доли основных производителей примерно равны.
В 2016 г., по прогнозу J’son & Partners Consulting, рынок цифровых эфирных STB в оптимистическом варианте составит 1,8 млн ед., а в пессимистическом — 1,1 млн ед.
Источник: itbestsellers.ru