МТС, планирующая до конца года запустить собственного спутникового оператора, ведет переговоры о покупке действующего участника этого рынка — компании «Далгеоком», оказывающей услуги под брендом «Радуга ТВ».
Благодаря сделке МТС сможет сразу получить 445 тыс. абонентов и сэкономить на аренде спутниковой емкости.
О том, что МТС ведет переговоры о покупке «Далгеокома», «Ъ» рассказали два участника рынка цифрового ТВ. В МТС подтвердили, что рассматривают возможность такой сделки. «В этом есть логика с точки зрения развития нашего бизнеса за счет синергии в рамках совместного использования спутникового ресурса, также мы потенциально заинтересованы в абонентах этой компании»,— сообщил представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, окончательное решение не принято, сейчас оценивается целесообразность сделки. В шведской Modern Times Group и российской Continental Multimedia, паритетно владеющих «Далгеокомом», отказались от комментариев.
По мнению одного из собеседников «Ъ», переговоры пока упираются в стоимость «Далгеокома». В феврале источник «Ъ», близкий к компании, рассказывал, что в 2013 году профессиональные оценщики определили стоимость спутникового оператора в $100 млн. Его финансовые показатели не раскрываются. По данным «ТМТ Консалтинг», доля «Далгеокома» в абонентской базе всего платного ТВ, достигшей 36 млн клиентов по итогам первого полугодия, составляла чуть более 1%. Крупнейшими участниками рынка были Национальная спутниковая компания (НСК; 29%), «Ростелеком» (21%), МТС, «ЭР-Телеком» (по 7%) и «Орион-Экспресс» (6%). iKS-Consulting оценивает абонентскую базу «Далгеокома» по итогам первого полугодия в 445 тыс. абонентов.
В потенциальной сделке «существуют определенные юридические риски», указывает господин Солодовников. Юридические проблемы у «Далгеокома» возникли в связи с изменением законодательства, по которому с 2012 года ограниченный радиочастотный ресурс, в том числе для спутникового вещания, должен был распределяться только на торгах. В 2013 году Роскомнадзор обратился в полицию с просьбой привлечь «Далгеоком», у которого не было спутниковой лицензии, к уголовной ответственности. Проблемы с лицензией также возникли, например, у «Рикор ТВ», оказывавшего услуги примерно 40 тыс. активных абонентов под брендом «Активное ТВ». Как сообщал «Online», в ближайшее время компания прекратит деятельность, а о переводе на себя ее абонентов договорился «Орион экспресс».
Сама МТС, по словам участников рынка, заинтересовалась выходом на рынок спутникового ТВ еще в 2012 году, когда рынок еще не был насыщен. Но запуск проекта тогда пришлось отложить как раз из-за изменений в законодательстве. В конкурсе на возможность вещания со спутника летом 2014 года участвовала «дочка» АФК «Система» (контролирует МТС) «Цифровое телерадиовещание», удовлетворявшая условию о наличии действующей вещательной лицензии. Источники, близкие к компаниям, говорили, что новый спутниковый оператор будет работать под брендом МТС. Его запуск планируется до конца 2014 года.
Технически проекты МТС и «Далгеокома» похожи, их будет легко интегрировать, указывают собеседники «Ъ». Кроме того, покупка «Далгеокома» позволит МТС сэкономить на спутниковой емкости. Сейчас МТС и «Далгеоком» («Геотелекоммуникации») арендуют по пять транспондеров на спутнике ABS-2 при стоимости около $300-350 тыс. в месяц за каждый. После покупки компаниям достаточно будет пяти транспондеров на общие каналы и еще по одному — на уникальные. То есть объединение емкостей позволит экономить $0,9-1,05 млн в месяц.
В целом успех спутникового проекта МТС будет зависеть от предложения, считает директор по проектам «ТМТ Консалтинг» Елена Крылова. «Вряд ли МТС сможет установить более низкие цены, чем НСК. С другой стороны, компания может предложить более интересный контент и дополнительные услуги»,— рассуждает она.
kommersant.ru