Мы продолжаем следить за судьбой региональных телеканалов, которым государство в лице Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций продолжает отказывать в праве трансляции посредством цифрового эфирного вещания.
На прошлой неделе очередной инфоповод для обсуждения дал заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин. В своём интервью агентству ТАСС он сделал несколько утверждений, вызвавшие бурю возмущения среди некоторых представителей региональных вещателей. Что же такого крамольного сказал Алексей Константинович?
Вот такой ответ он дал на вопрос корреспондента ТАСС: «…Будет ли строиться третий мультиплекс, или так называемый региональный?»
— В настоящий момент никаких перспектив для строительства третьего мультиплекса нет, потому что ни частот, ни денег не появилось. Мы проводили расчеты, из которых следует, что для того, чтобы третий мультиплекс существовал, необходимо ежегодно только на оплату телевизионного сигнала около 20 млрд рублей, а весь рекламный рынок регионального телевидения РФ составляет 25 млрд рублей. Поэтому никакой экономики у третьего мультиплекса нет, не говоря уже о том, что для третьего мультиплекса требуются телевизионные частоты, а свободных частот в таком объеме не существует.
Попробуем прокомментировать заявление этого высокого чиновника. Очень странно слышать из его уст заявление об отсутствии частот. В каждом регионе, где прекращается эфирное аналоговое вещание телеканалов, которые вошли в цифровые мультиплексы, появляется довольно большое количество свободного частотного ресурса, в том числе и в диапазоне дециметровых волн, где и размещены 20 бесплатных цифровых федеральных телеканалов. Также нет никаких сомнений в том, что оставшиеся в аналоговом стандарте телеканалы при первой же возможности перейдут на цифровой стандарт вещания на тех частотах, на которых они в настоящий момент осуществляют свою трансляцию. Естественно, если на то будет дано разрешение. Знает ли об этом господин Волин?
Не менее любопытный ответ Алексей Константинович дал на вопрос: «Как же тогда выживать региональному телевидению?»
— Делать интересный контент, интересное телевидение — и будет им счастье.
Потому что все региональные каналы, которые делают хороший, качественный продукт, абсолютно востребованы своей аудиторией и не испытывают особых проблем с потоком зрителейБолее того, региональные каналы благополучным образом работают в кабеле, многие из них поднимаются на спутник, ни у кого из них не будет отключено аналоговое вещание, поэтому мы не видим никаких проблем для региональных каналов.
Оставим заявление насчёт «интересного контента» без комментариев, потому что непонятно о чём здесь идёт речь. Особенно на фоне того, что бюджет региональных телеканалов и федеральных, в большинстве своём, весьма отличается в размерах. Но обратим внимание на рекомендуемых Волиным способах распространения сигнала:
1. Спутник. Вещание на платформе спутникового оператора «Триколор ТВ» (ныне — просто «Триколор») по неофициальным данным обходится крупным региональным телеканалам в сумму 1,2 — 1,8 миллиона рублей в месяц. Много ли найдётся региональных телеканалов, которые могут позволить себе такие затраты? При этом надо учитывать тот фактор, что региональные телеканалы в зрительском интерфейсе приставки оператора соседствуют с… эротическими, т.е. подавляющая часть абонентов до этих каналов просто не добирается, а некоторые и не знают, что на платформе «Триколора» вещает телеканал региона, в котором они проживают.
2. Кабельное телевидение. Для многих региональных телеканалов «второго эшелона» трансляция в «кабеле» имеет невысокую отдачу по тем же самым причинам, что указаны в п.1. Даже если будет решён вопрос с 22-ой кнопкой, то всё равно значительная часть сельского населения от местных телеканалов будет отключена. Хотя такие зрители могли бы их смотреть с эфирной антенны.
3. Вещание через интернет. По объективным причинам этот способ вещания нельзя рассматривать как коммерчески выгодный. Это скорее должно быть дополнением к основной эфирной трансляции, а не наоборот.
4. Продолжение аналогового вещания. Здесь нет никаких сомнений, что (по самым позитивным оценкам) как минимум 70-80% аудитории телезрителей после выключения вещания основных федеральных телеканалов в «аналоге» переключатся только на цифровой эфирный приём. Это в первую очередь касается владельцев эфирных цифровых приставок. Продолжение вещания региональных телеканалов в аналоговом стандарте, в свете этой миграции, представляется весьма сомнительным в экономическом плане.
В связи с этим господину Волину задаётся вопрос: «— Владельцы компаний и медийного бизнеса в регионах говорят о возможном очень скором оттоке рекламных бюджетов. К примеру, компания «Мастер решений» подсчитала, что в перспективе отток зрителей регионального ТВ составит от 30 до 60%, а рекламных денег — до 70%. Есть ли у вас данные по регионам «первой волны»?»
Ответ Алексея Константиновича удивляет своим оптимизмом:
— Мы считаем, что регионы никак не просели в зрителях. У нас есть данные, что отключение аналогового вещания не повлияло вообще на изменение картины телевизионного смотрения.
Вполне возможно, что именно это заявление господина зам.министра вывело из себя представителей некоторых региональных вещателей. Нам дали ссылку на профессиональную группу в одной из соц.сетей. Вот какие отзывы об интервью господина Волина сделали региональные телевизионщики на местах (их фамилии по объективным причинам мы скрываем):
Е.М.: Серьёзно относиться к тому, что говорит Волин давно не стоит
В.В.: Зам. министра лжёт с каким-то прямо удовольствием. Это немного пугает…)
M.M.: Что касается Волина, то когда он говорит о региональном Тв, он бредит
C.К.: Что касается «не будет отключено аналоговое вещание» — то это лукавство. Регионалы сами из аналога уйдут, (и уже уходят), поскольку при отсутствии там федеральных каналов, там нет зрителя.
М. М-н: Возникают сомнения в его компетентности в возглавляемой им отрасли
Орфография авторов сохранена.
Надо отметить, что упрёки со стороны профессионального сообщества в «некомпетенции» господин Волин получает уже не первый раз. Здесь надо вспомнить его заявление, которое он сделал в 2013 году на факультете журналистики МГУ:
«Любой журналист должен твёрдо помнить, что у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой. Это всё не бизнес. Задача журналиста — зарабатывать для тех людей, которые его наняли. Нам чётко надо учить студентов тому, что, выйдя за стены этой аудитории, они пойдут работать на дядю, и дядя будет говорить им, что писать, что не писать, и как писать о тех или иных вещах. И дядя имеет на это право, потому что он им платит»
Такое откровение Алексея Константиновича вызвало большую волну негатива и критики в его адрес. В частности, завкафедрой журфака МГУ некий Иван Засурский заявил что «человек, который вроде как известен как пиарщик, но при этом делает ужасный пиар себе, своему начальству и своему министерству, и, в конечном счёте, журфаку, считаю, что это тотальная некомпетентность».
Впрочем, все эти упрёки в профессиональной некомпетенции не мешают господину Волину занимать семь лет высокий пост в Минкомсвязи Российской Федерации.
Мы будем продолжать следить за развитием ситуации вокруг судьбы регионального телевещания в России в наших следующих публикациях.
Оценки, выраженные в данной заметке, могут не совпадать с мнением редакции satworld.ru
http://obob.tv