Россия находится в начале реализации новых амбициозных спутниковых программ. Несмотря на передовой опыт и благоприятную рыночную конъюнктуру, опыт инвестиционных проектов в космосе у страны пока невелик. Пионером коммерции в космической связи стала образованная 15 лет назад компания «Газком». На вопросы журнала «Стандарт» ответил генеральный директор ОАО «Газком» Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ.
- Дмитрий Николаевич, оборот ОАО «Газком» за прошлый год вырос на 39%, на 2007 год запланировано его увеличение на 26%. Что обеспечивает рост, если загрузка «Ямалов», находящихся на орбите, практически исчерпана?
- Да, мы достигли полной загрузки спутников «Ямал-100» и «Ямал-200», но лишь к середине этого года. Она составляет уже более 90% и больше наращиваться не может: нужен некоторый технологический резерв, позволяющий оперативно реагировать, например, на помехи, запросы существующих клиентов и пр. Однако в первую половину года загрузка быстро росла. Более того, в следующем году даже без дополнительных продаж, если загрузка останется на достигнутом уровне, оборот «Газкома» вырастет где-то на 15% по сравнению с 2007 годом. И это только за счет круглогодичной оплаты полностью задействованного ресурса. Кроме того, цены спутниковой емкости на мировом рынке растут. Иностранные и российские клиенты готовы покупать новую дороже. Завершающиеся контракты будут возобновлены по ценам на 10-15% выше.
Но мы ищем и дополнительные пути повышения эффективности бизнеса. У нас есть потенциал в области переработки ресурса, ведь «Газком» продает не только емкость, но и оказывает услуги на базе собственных телепортов и сетей VSAT. Мы можем продать несколько больше услуг доступа в Интернет и телевещания в наших сетях. Кроме того, применение новых технологий увеличения пропускной способности спутниковых каналов (сжатия, эффективной модуляции, размещения в одной полосе частот прямого и обратного канала) при наличии резерва по энергетике отчасти позволят нам компенсировать недостаток ресурса. А к 2009 году уже поспеют новые спутники «Ямал-300».
- В 2005 году «Газком» приступил к проекту «Ямал-300». Выдерживается ли график подготовки к запуску двух новых спутников? Не подводят ли подрядчики?
- Любой космический проект имеет риски. Им посвящен специальный раздел в бизнес-плане каждого спутникового оператора. Задержка запуска, увеличение его цены, невыполнение плана продаж - все анализируется и учитывается. Проект «Ямал-300» -не исключение. Сегодня все, что требовалось от ОАО «Газком» по проекту, - выполнено: финансирование организовано, авансы подрядчикам оплачены, кооперация, в том числе международная, работает. Подготовка к запуску укладывается в график. Некоторый дополнительный риск задержки - это смена руководства у нашего основного подрядчика РКК «Энергия». Новые люди должны войти в курс дела.
- Каков общий объем и схема финансирования проекта «Ямал-300»?
- Объем финансирования «Ямал-300» - $180 млн. Это цена «под ключ» двух новых застрахованных работающих на орбите спутников без учета стоимости кредитования. В своих проектах «Газком» до сих пор не использовал ни рубля из государственного бюджета. Первый проект «Ямал-100» полностью финансировал «Газпром», поскольку спутники создавались для удовлетворения собственных потребностей в связи газовой отрасли. «Ямал-200» реализовывался в рамках проектного финансирования. Деньги привлекались под бизнес-план с возвратом из средств от будущих продаж. Главный акционер позволил использовать средства страхового возмещения за потерянный при запуске один из двух спутников «Ямал-100». В дополнение «Газком» привлек кредиты Газпромбанка и Внешторгбанка. «Ямал-300» полностью финансируется из кредитных ресурсов, которые предоставляет АБН Амро Банк под корпоративную гарантию «Газпрома». Схема кредитования довольно сложна, она включает бридж-кредитование для скорейшего запуска проекта, долгосрочные мультивалютные кредиты и пр. Финансирование идет по плану.
- Что позволяет говорить о плановом возврате средств? Известно, что 40%-нагрузки новых спутников должны быть проданы еще до запуска. Как идут реальные продажи?
- Уверенность дает наш опыт. Он дорогого стоит. Все финансовые проектировки и мы, и банкиры считаем весьма реалистичными. Кроме того, рынок растет, и это тоже вселяет уверенность. В момент ввода спутников в эксплуатацию мы готовы загрузить плановые 40% их емкости. На уровне соглашений о намерениях все ресурсы двух «Ямал-300» проданы уже полностью. Конечно, твердые контракты требуют дополнительной работы, однако предварительный результат и благоприятная общая рыночная ситуация позволяют надеяться на успех. Часть контрактов уже заключена. Мы ощущаем большой интерес клиентов.
- На недавнем XI World Summit for Satellite Financing в Париже «Газком» представил доклад, анализирующий тенденции и ключевые движущие силы на российском рынке спутниковых телекоммуникаций. Каковы они, в двух словах?
- Внутренний рынок, по нашим оценкам, обслуживают около 200 транспондеров, эквивалентных 36 МГц. Спрос в стране превышает предложение примерно на ю%. Причем в России он растет быстрее, чем в мире в целом. К 2015 году - времени, на которое простирается российская государственная космическая программа - рынок потребует 600-650 транспондеров, то есть рост составит около 15% в год. И «Газком», и ГПКС стремятся как можно скорее осуществить новые запуски. Уже понятно, что промежуток более двух лет между запусками - слишком велик и не отвечает потребностям рынка. Мы уже начали разработку бизнес-плана «Ямал-400», в этом году надеемся собрать и проанализировать все предложения подрядчиков.
- Не опередят ли в освоении отечественного рынка иностранные конкуренты, имеющие технологическое и финансовое преимущество?
- На счастье, потребности спутникового рынка во всем мире тоже растут быстро. После спада и стагнации на Западе происходит рост и консолидация спутниковых бизнесов, смена инвесторов. Сейчас это, как правило, финансовые группы, которым важна не поэтика космоса, а коммерческая эффективность. Поэтому на Западе произошло некоторое сокращение финансирования новых спутниковых программ, поставлена задача максимального использования имеющихся ресурсов. Основные инвестиции пошли в покупку новых компаний в рамках горизонтальной и вертикальной интеграции. Сформировались четыре крупные глобальные группы Intelsat, SES, Eutelsat, Telesat, которые в общей сложности контролируют 74% мировой спутниковой емкости. Вряд ли консолидация сильно продвинется дальше. Региональные операторы продолжат осваивать свои локальные рынки.
- С быстрым развитием новых современных наземных сетей национального масштаба в России должна нарастать внутренняя конкуренция. Реальна ли опасность замещения спутникового ресурса кабельным?
- У европейских спутниковых провайдеров такие опасения серьезны. В России, я думаю, они безосновательны по причине огромной территории, по большей части, не вполне освоенной наземной связью.
- Однако и спутниковые операторы наряду с продажами ресурса все чаще говорят о «технологиях работы с контентом». Объявлено, что новые «Ямал-300» в большей степени будут ориентированы на мультимедийные приложения. Что это значит?
- Спутниковые операторы ищут решения, которые позволят в перспективе защитить их бизнес в условиях развития многочисленных приложений в сетях наземной связи. На сентябрьской телекоммуникационной выставке IBC-2007 в Амстердаме об этом много говорили. Традиционные операторы стремятся развивать взаимодействие с контент-провайдерами, чтобы в цепочке оказания современных услуг каждый мог занимать собственную нишу. То есть речь идет, скорее, о развитии и модернизации моделей бизнеса. Что касается наших новых спутников, то доля транспондеров Ku-диапазона на них будет выше. На «Ямал-200» доминирует С-диапазон. На новых - 36 транспондеров Ku-диапазона мощностью по 140 Вт. Это позволит использовать для непосредственного приема тарелки около 60 см, то есть спутники действительно в большей степени ориентированы на доставку медиа.
- «Газком» не без гордости отмечает, что зарубежные клиенты используют 25% ресурсов системы «Ямал». Изменится ли эта доля с вводом «Ямал-300»?
-Думаю, она сохранится. Концептуально расположение двух «Ямал-300» идентично «Ямал-200». Один спутник расположится в точке 90 град., удобной для покрытия России и СНГ, другой - в точке 55 град., как бы играющей роль моста Запад - Восток. Общий ресурс на новых спутниках «Ямал-300» - 52 эквивалентных транспондера. Можно сказать, четверть ресурса, направленная на Запад, определена физически, так как на новом спутнике в точке 55 град, будет два перенацеливаемых луча, которые ориентированы на зарубежные рынки.
- Кто крупнейшие клиенты и партнеры «Газкома» за рубежом?
- На международном рынке «Газком» позиционирует себя как спутниковый оператор. У нас нет наземной инфраструктуры и представительств за рубежом. Поэтому наши основные заказчики и партнеры на иностранных рынках - крупные телепорты. Получив заказ, например, от нефтегазовой корпорации на Ближнем Востоке, телепорт направляет антенну на спутник «Газкома». И у него сразу появляется кровная заинтересованность в поиске новых заказов, загружающих эту антенну. Эта модель хорошо работает. Много заказов с Ближнего Востока, из Афганистана, Индии, Непала. Среди наших заказчиков есть весьма крупные провайдеры - гонконгский PCW Global, американская Emerging Markets Communications. Они берут много ресурса для миссий ООН, Всемирного банка, транснациональных корпораций. Они же - потенциальные заказчики наших будущих проектов.
- На каком этапе находится создание космической системы дистанционного зондирования Земли «Смотр»? Чем отличается этот проект от проекта «Ямал» с точки зрения организации финансирования и маркетинга?
- ТЭО проекта представлено на экспертизу основного заказчика - в «Газпром». Однако в этом проекте мы видим заинтересованность массы других клиентов - госструктур, МЧС, корпоративного сектора. Предварительно «Смотр» оценивается в $ 500 млн. Некоторые подобные системы (в США, Канаде, Индии, Корее, Израиле) начинались как чисто государственные. «Смотр» - не просто четыре спутника, это и немалая наземная инфраструктура и уникальное программное обеспечение. Продукт «Смотра» - комплексная услуга, особая для каждой сферы применения: геологии, сельского хозяйства, безопасности и пр. Система, по сути, глобальна, значит, у нее могут быть иностранные заказчики. «Смотр» должен вести двойное наблюдение: оптическое и радиолокационное, что даст ему преимущество, в том числе на международном рынке. Сложность - в том, что подобный бизнес наша компания пока не вела. Требуется тщательная проработка и, в первую очередь, подготовка рынка.
- До 2015 года «Газком» планирует приступить к созданию группировки высокоэллиптических спутников «Полярная звезда». Каковы очертания этого проекта?
- Проект находится на стадии разработки ТЭО, выработки концепции и выбора технологии. Одновременно решить вопросы мобильной связи и цифрового медиавещания (DMB) в полярных широтах в рамках одной группировки довольно сложно. Предстоит выбор типа орбиты, поиск частотных ресурсов в диапазонах S- и L-, решение задач использования крупных бортовых антенн и т. д. Но мы видим перспективы этого проекта.
www.gazcom.ru