Дядя Сэм нарушил планы ГКС

Санкции США, запрещающие ввоз на территорию России продукции двойного назначения, повлияют на проект ОАО «Газпром космические системы» (ГКС) по созданию и запуску спутника «Ямал-601» и приведут к замене американских комплектующих на европейские и российские.

Об этом вчера сообщил ComNews заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот.

По его словам, приостановка выдачи администрацией Соединенных Штатов Америки лицензий на экспорт в РФ контролируемых компонентов американского производства оказывает влияние на реализацию новых проектов ГКС.

"В частности, пострадал проект создания и запуска спутника «Ямал-601». Уже проходит процесс реконфигурации, суть которого привлечение в проект российской кооперации и замена комплектующих производства США на европейские и российские. Ведется работа по уточнению организационной схемы проекта и корпоративному одобрению уточненных сделок. В целом деятельность по реконфигурации проекта займет пару месяцев", — пояснил Игорь Кот. О каких именно американских комплектующих идёт речь, он уточнять не стал.

Главным подрядчиком по строительству космического аппарата является французская компания Thales Alenia Space. «Ямал-601» создается на платформе Spacebus 4000C4, он будет оснащен 18 транспондерами С-диапазона, 19 транспондерами Ku-диапазона и 26 транспондерами Ka-диапазона, нацеленными на Россию. Расчетный срок службы спутника составит более 15 лет. Запуск «Ямала-601» запланирован на начало 2016 г. в точку 49º в. д., его должна произвести российско-американская компания International Launch Services (ILS) с использованием ракеты-носителя «Протон». Одна из задач нового космического аппарата — заменить спутник «Ямал-202», работающий в С-диапазоне. Расчетная стоимость всего проекта составляет около 15 млрд руб.
Пресс-служба Thales Alenia Space вчера воздержалась от комментариев.

Санкции, запрещающие ввоз на территорию России продукции двойного назначения, США ввели в начале марта нынешнего года в связи с событиями на Украине. Ограничения подразумевают запрет на выдачу американским компаниям лицензий на экспорт товаров и продукции двойного назначения, в том числе высокотехнологичных товаров. Позднее, 31 июля, Европейский союз (ЕС) также обнародовал санкции против России, касающиеся продукции двойного назначения. Несмотря на то, что поставка полезной нагрузки для спутников формально не запрещена, соответствующий перечень включает немало продуктов и технологий, которые используются для создания космических аппаратов связи и вещания. Ограничения действуют в том случае, когда комплектующие могут быть применены в военных целях.

В запретительный список, в частности, попали интегральные схемы с повышенной защитой от радиации, микропроцессорные сети, микрокомпьютеры, микроконтроллеры, интегральные схемы хранения данных, БПФ-процессоры, микросхемы памяти EEPROM, флеш или SRAM, предназначенные для работы при температурах выше 125°C или ниже -55°C, лампы бегущей волны (ЛБВ) для работы на частотах, превышающих 31,8 ГГц, либо с подогревным катодом, который способен переключаться на новую радиочастоту менее чем за три секунды, а также ЛБВ со спиралью, предназначенные для космического использования, структурные компоненты и системы изоляции, специально разработанные для активного управления динамическими характеристиками или отклонением любых спутников, сверхширокополосные системы радиосвязи, использующие код идентификации сети и спектр, превышающий 500 МГц.

Также в рамках санкций ЕС запрещается поставка на территорию России ракет-носителей и любых спутников, включая активные, пассивные и научные.

Представитель другого российского оператора спутниковой связи — ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) – вчера не стал комментировать, насколько санкции США и ЕС повлияют на предприятие. Тем не менее ГПКС планирует в ближайшем будущем определить конфигурации и сроки проведения возможного конкурса, а также предполагаемые даты запуска нового спутника на замену потерянного космического аппарата «Экспресс-АМ4R».

16 мая нынешнего года ракета-носитель «Протон-М» с космическим аппаратом «Экспресс-АМ4R» на борту сгорела в плотных слоях атмосферы. Разгонный блок «Бриз-М» со спутником не успел отделиться от ракеты. «Экспресс-АМ4R» был создан в качестве дубликата аппарата «Экспресс-АМ4», который при запуске 18 августа 2011 г. вышел на нерасчетную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока.

"Экспресс-АМ4", а затем и «Экспресс-АМ4R» строились на базе спутниковой платформы Eurostar E3000 производства EADS Astrium (так тогда назывался Airbus Defence & Space) с мощностью полезной нагрузки 14 кВт и суммарной емкостью 2,722 ГГц — около трети от емкости всей спутниковой группировки ГПКС. В составе полезной нагрузки — 30 транспондеров C-диапазона, 28 — Ku-диапазона, два — Ka-диапазона и три — L-диапазона (всего 63 транспондера), а также 10 антенн с перенацеливаемыми лучами.

На взгляд главы Airbus Defense & Space в России Владимира Терехова, компания пока анализирует ситуацию и продолжает работать над проектами в России. «Мы развиваем кооперационные проекты согласно изначальному плану. И поскольку данные инициативы носят гражданский характер, наша стратегия развития не меняется», — подчеркнул вчера в беседе с ComNews Владимир Терехов. Велись ли переговоры между ГПКС и Airbus Defense & Space о замене спутника «Экспресс-АМ4R», он не уточнил.

По мнению руководителя группы компаний AltegroSky Сергея Пехтерева, сложившаяся ситуация безусловно сложная и санкции могут повлиять на ряд спутников, которые уже заказаны российскими операторами у производителей. «Так как каждый спутник уникален, то и решение проблем с недоступностью нужных комплектующих будет индивидуальным», — отмечает эксперт. По его мнению, возможные варианты могут кол*****ся от поиска компонентов, не подпадающих под ограничения (например, с худшими технико-технологическими характеристиками или произведенных в стране, не примкнувшей к санкциям), до сдвига сроков производства.

"Можно надеяться, что через некоторое время политическая ситуация разрядится и санкции будут отменены", — резюмировал Сергей Пехтерев в беседе с ComNews.

 

comnews.ru

Андрей Федосеев
© ComNews

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.