Не хочется повторяться, но из песни слов не выкинешь — 2009-ый год был одним из самых динамичных в истории спутникового телекоммуникационного рынка в России. В предыдущих публикациях мы уже о многом вспомнили, что произошло ровно десять лет назад. Но событий в этом году было действительно очень много и об одном не вспомнить просто нельзя.
А именно — в 2009-ом году ведущий российский спутниковый оператор «Триколор» объявил о том, что начинает работу над новым проектом «Триколор-интернет». И самое главное — пользователи данного сервиса смогут пользоваться им совершенно бесплатно целый год! У кое-кого даже началась лёгкая паника, потому что тогда сервис одностороннего спутникового интернета был весьма востребован, а «Триколор» решил не заниматься дорогим решением VSAT, а сразу захватить более массовую нишу одностороннего доступа в мировую паутину. И не просто захватить, а сделать так, чтобы пользователи этих всех «Радуга-интернет», SpaceGate, SkyDSL и проч. перешли к ним. По крайней мере, на российском рынке. И что же из всего этого получилось?
Вот что по этому поводу высказал Сергей Пехтерев, который и ныне руководит сервисом двустороннего интернета AltegroSky:
«Триколор Интернет» может привести к полному переделу рынка и даже его монополизации. «Финансовые, производственные, технологические ресурсы „Триколора“ на две головы выше, чем у всех существующих игроков, которые не смогут конкурировать против бесплатного предложения „Триколора“ и будут вытеснены в Сибирь и Дальний Восток, куда не достает W7 в позиции 36 гр. в.д., но где на существующих сейчас искусственных спутниках Земли нет ни мегагерца свободного ресурса для развития бизнеса».
Мнения тогда были разные. И представители аналогичных сервисов одностороннего интернета давали очень осторожные оценки нового проекта от «Триколора». Наиболее скептическую оценку планам оператора высказал тогда зам. генерального директора «РуСата» Олег Ватулин:
«Бесплатный Интернет в пакете с качественным телевидением – мечта пользователей. Эта идея не новая на рынке операторов связи, но отсутствие достаточного объема спутникового ресурса не дает возможности развернуть сервис хорошего качества, — уверен Олег Ватулин. — Ресурса хватает только на трансляцию спутникового телевидения. В дальнейшем, с запуском W7 появится возможность создать по настоящему мультимедийную, мультисервисную услугу. Возможно, это станет началом нового поколения спутниковых сервисов»…
Одним словом, вся вторая половина 2009-го года прошла в ожиданиях. И, наконец, счастье в виде бесплатного одностороннего доступа к мировой сети случилось в январе 2010 года. Для того, чтобы начать им пользоваться нужно было стать абонентом спутникового «Триколора» и, желательно, приобрести специальный спутниковый модем. Но можно было настроить сервис и на обычной DVB-карте.
Для работы сервиса «Триколор-интернет» был задействован один транспондер на спутнике Eutelsat W7. Можно даже акцентировать — всего один. Потому что, как это и можно было ожидать изначально, чуда не случилось. Несмотря на некоторую замороченность настроек, у сервиса появились пользователи, которые сразу же стали скачивать из мировой сети всё подряд. Ещё бы! В те времена даже на относительно дешёвых ночных тарифах стоимость 1Мб трафика составляла 10-15 копеек, а про интернет через мобильные сети и вовсе можно было не вспоминать потому что не было ни скорости, ни дешёвых цен. А тут такой подарок в виде бесплатного интернета на приём.
В конце концов, очень скоро скорость работы через этот сервис резко упала и к окончанию бесплатного периода была, мягко говоря, совсем некомфортной для полноценной работы. В дальнейшем, когда были введены тарифы для пользователей лучше сервис «Триколор-интернета» работать так и не стал. Даже в журнале «ТелеСпутник» вышел отдельный материал, где один из руководителей оператора Сергей Ставропольцев оправдывался за кривую работу сервиса.
…Когда было принято решение о закрытии проекта в складах магазинах NLE (бывших GS) кое-где ещё оставались в продаже модемы для работы с сервисом одностороннего интернета «Триколор ТВ», а официальная информация была построена так, что её лейтмотив был как в том анекдоте про лошадь — «Не шмогла я, не шмогла…».
С той поры так и повелось — за что бы не брался данный оператор, помимо своего основного направления, всё получается либо недоделанным, либо не получается вовсе. И надо бы делать выводы из всего этого. Шмо…, простите, смогут ли это понять нынешние менеджеры самого популярного спутникового DTH-оператора России? Успеют ли? Покажет время.
http://obob.tv