2015 году Россия должна полностью перейти на цифровое телевещание. О том, какие вопросы предстоит решить правительству перед внедрением цифрового ТВ, стоит ли субсидировать цифровые приставки населению, а также о планах «Акадо» по развитию на рынке в интервью корреспонденту РБК daily рассказал президент Ассоциации кабельного телевидения России и совладелец «Акадо» Юрий Припачкин.— Каковы основные задачи, которые необходимо решить в рамках запуска цифрового ТВ в России?
— Таких задач сейчас много, и по некоторым из них существуют разные варианты решений. Во-первых, необходимо решить, какие телеканалы войдут в социальный пакет, который будет доступен всем телезрителям. Социальные телеканалы получат поддержку государства в плане распространения. Вторая важная задача, стоящая перед рабочей группой по развитию телерадиовещания в России, — развитие системы отношений между участниками рынка в условиях сосуществования аналогового и цифрового ТВ. Также пока не решен вопрос с приставками для цифрового ТВ — будет ли этот проект субсидироваться и на каких условиях. И наконец, четвертый важный вопрос — кто именно и как займется созданием соответствующей инфраструктуры для цифрового ТВ.
— Расскажите о ситуации с социальным пакетом — какие каналы могут в него войти?
— Сегодня ситуация существенно определилась. Представители Минкомсвязи официально заявили, что в пакет каналов свободного доступа войдут восемь каналов, и мы поддерживаем это решение.
Ранее по этому вопросу шли серьезные споры. Так, позиция федеральных телеканалов заключается в том, что в социальный пакет должны попасть каналы, выполняющие некую государственную задачу. То есть сюда входят федеральные телеканалы, а также местные, финансироваться которые будут соответственно либо из государственного, либо из местных бюджетов.
Второй точки зрения придерживаются телеканалы, которые пока остались «за скобками». Сегодня они думают над тем, как сохранить на прежнем уровне затраты и не снизить доходы.
— Почему в решении этого вопроса заинтересованы кабельные операторы?
— Операторам надо правильно просчитать свой бизнес, выстроить взаимоотношения с телеканалами и понять, как пакетировать каналы. Поэтому нас это касается, нам нужно, чтобы пакет определился, а пока это реальная проблема для того, чтобы просчитать свою экономику.
— А каковы основные вопросы регулирования на рынке цифрового ТВ?
— При переходе на цифровое ТВ вся цепочка взаимоотношений между сторонами, которая сейчас выглядит так: абонент — оператор связи — телерадиовещатель — рекламо- и правообладатель, — переживет изменения. При цифровом ТВ возникает персональный доступ к абоненту и появляются новые нюансы взаимоотношений с рекламодателями. Стоимость контента здесь совершенно другая. Телерадиовещательные компании становятся агрегаторами контента, который распространяется через цифру, Интернет, аналоговое ТВ, которое будет существовать еще 4—6 лет. Как будет работать экономическая модель отрасли, не знает никто. Пока новая схема никак не отражена в законодательстве. К тому же надо понимать, что будет происходить с рынком, ведь снижение объемов рекламы и доходов от нее неминуемо, а также надо учитывать влияние сегодняшнего финансового кризиса.
— Какие проблемы вы видите на пути решения вопроса создания инфраструктуры для цифрового ТВ?
— Цифровое ТВ имеет принципиальное отличие от аналогового в плане строительства сетей. Если раньше датчик вещал, скажем, на 50 км, а сигнал постепенно затухал, то цифровой сигнал не имеет затухания — он либо есть, либо нет, и область его воздействия существенно меньше. Поэтому перед созданием инфраструктуры всю территорию страны надо разбить на «квадратики», спроектировать, понять, как расположить передатчики и ретрансляционные вышки. При этом инфраструктура РТРС построена для аналогового вещания, и, соответственно, придется существенным образом ее модернизировать. Моя личная позиция заключается в том, что необходимо опережающими темпами развивать спутниковую орбитальную группировку для исключения сбоев при трансляции эфирных каналов.
— Стоит ли, на ваш взгляд, субсидировать покупку цифровых приставок населению?
— Процесс перехода на цифровое ТВ может быть вполне естественным. Ведь раньше у всех были шестипрограммные телевизоры, и государству не пришло в голову субсидировать покупку новых телевизионных приемников. Но за 10 лет все изменилось.
Если же субсидировать покупку цифровых приставок, то помимо единоразовых затрат возникнет масса дополнительных вопросов: в частности, кто будет отвечать за техподдержку.
Современным цифровым телевизорам не нужен декодер, а через два-три года других телевизоров и не будет выпускаться. Государство должно заплатить за переход на цифру лишь один раз, а дальше уже должны платить абоненты. Ведь не обеспечивали же всех сотовой связью. Когда возникла конкуренция, сотовики поставили вышки в тех районах, которые и не планировалось телефонизировать — в горах, тайге, например. Та же логика, в условиях здоровой конкуренции и раздачи лицензий, должна быть и с цифровым ТВ.
Переход на цифру важен еще и тем, что освобождается спектр аналоговых частот — это ограниченный ресурс, который интересен коммерческим компаниям. К примеру, в Финляндии за переход на цифру платили сотовые операторы, а взамен они получили частотный ресурс.
— В чем тогда, на ваш взгляд, помимо единоразовых инвестиций и создания правил игры на рынке может еще заключаться задача государства по развитию цифрового ТВ?
— Предстоит провести еще очень серьезную подготовительную работу.
Например, государство прежде всего должно утвердить единый частотный план на всей территории России — то есть нужно распределить набор частот. Также необходимо согласовать трансграничное распределение частот, чтобы не мешать друг другу с соседями. У нас полного распределения пока что нет. И только после того как будет сформирован план, тогда можно понять, что можно выделить под цифровое ТВ. Единый план еще важен в связи с тем, что во многих регионах есть свои электромагнитные проблемы, например, в тех местах, где лежат залежи руды.
Можно выделять частоты под цифровое ТВ только после того, как получится единая картина. Это требует серьезных денег, сотрудничества с научными институтами, полевых исследований, и такая работа потребует около двух лет, пока же она не началась. Надеюсь, в течение нескольких ближайших месяцев вопрос сдвинется.
Также пока не решен вопрос с лицензиями на телевещание, которые сейчас не выдаются. Я надеюсь, что это решится в течение трех-четырех месяцев. Речь идет об универсальной лицензии, над ней трудится рабочая группа Минкомсвязи.
— Расскажите о планах по развитию компании «Акадо», которая недавно заявила о планах отказаться от IPO. Ведете ли вы переговоры с частными инвесторами?
— У нас уже есть опыт работы на бирже — одна из компаний группы (материнская компания «Комкор-ТВ» — MoscowCableCom) ранее котировалась на NASDAQ, а потом мы провели делистинг, выкупив акции у миноритариев. Поэтому у нас не было бы проблем выйти на IPO и на этот раз. Но весной поняли, что будет тяжелая ситуация на рынке. При этом в рамках подготовки к бирже появилось немало инвесторов, заинтересовавшихся компанией.
Появилось много желающих провести с нами сделку, но пока это ничем не завершилось — сказался глобальный кризис на финансовых рынках. «Акадо» сейчас на подъеме, мы развиваемся, и нас охотно кредитуют. Ведь банкам надо на чем-то зарабатывать, и им нужны бизнесы, которые генерируют наличность и делают это стабильно. Наш к таким относится — клиенты потребляют простую услугу: Интернет плюс телевидение. Я думаю, что наша компания должна продолжать дорожать, так как в нынешние времена устойчивый бизнес имеет особое значение.
— Какую долю в «Акадо» вы готовы продать и при каких условиях?
— Мы рассматриваем возможность расстаться с долей 15—25%, больше нам неинтересно. Привлечение стратегического инвестора рассматривается только в том случае, если мы увидим возможность резкого расширения своей доли на рынке, поскольку сегодня мы не испытываем дефицита свободных средств. Кроме того, приоритетом развития является не экспансия, а укрепление позиций в ключевых городах присутствия: Москве, Минске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
— С кем вы уже вели переговоры о продаже доли, насколько велик список потенциальных инвесторов?
— Не могу сказать, что все прямо ломятся к нам, но претендентов достаточно. Пока мы больше покупатели, чем продавцы. Хотел бы подчеркнуть еще раз, что для нас необходимость привлечения средств определяется в первую очередь тем, как быстро мы будем развиваться на рынке.
— Каков ваш прогноз по финансовым показателям в 2008 году?
— Выручка группы компаний «Акадо», по нашим прогнозам, в 2008 году вырастет до 330 млн долл., по сравнению с 205 млн долл. в 2007 году.
— Ранее вы планировали развивать медийное направление, а потом было решено его закрыть. В преддверии запуска цифрового ТВ не намерены ли вы реанимировать этот бизнес?
— Мы закрыли медиабизнес и ничего не планируем в этом направлении. Этот этап для кабельных операторов прошел. Раньше это использовалось как конкурентное преимущество — эксклюзивным контентом операторы заманивали абонентов. Медиа — это отдельный бизнес, и живет он по другим законам. К тому же этот бизнес находится под сильным конкурентным влиянием со стороны Интернета, так как появилось разнообразие контента в Сети.
РБК daily