Кто знает о цифре?

Процесс цифровизации телерадиовещания неудержим. Он уже прошел точку невозврата и несется (в меру своих сил) к конечной цели - перенести все 140 млн российских граждан в цифровую эпоху. У чиновников и представителей телеком-бизнеса уже не возникает сомнений, что в итоге планка будет взята. Только вот само население пока лишь краем уха слышало о готовящемся для них благодеянии.

Нельзя упрекнуть наше правительство в непонимании необходимости массовых информационно-разъяснительных работ для успешного внедрения "цифры". Это особым пунктом обозначено в концепции ФЦП: "В рамках данного мероприятия планируется разъяснять необходимость внедрения и преимущества цифрового телерадиовещания, необходимость приобретения цифрового абонентского приемного оборудования, информировать о сроках, этапах и порядке перехода на цифровое вещание в каждом регионе, а также консультировать по техническим вопросам". На просветительскую деятельность государство щедро выделило 1,2 млрд руб. Только почему-то пока никаких особо заметных мероприятий замечено не было. А может быть, уже давно пора начинать осваивать выделенный бюджет? В 16 субъектах РФ уже запущен первый мультиплекс, где-то в 2015 году маячит отключение аналогового вещания, а основная доля потенциальных зрителей до сих пор не может понять, когда и вообще зачем им переходить на цифровое ТВ.

Запуск первого мультиплекса вовсе не означает, что люди в массовом порядке начнут его смотреть. Ведь они ничем не мотивированы. А время все стремительнее уходит. Изначальное резонное основание - просмотр большого количества каналов в высоком качестве, да еще и бесплатно - теряет свою актуальность как минимум по двум причинам. Во-первых, в связи со стремительным ростом количества абонентов кабельного, спутникового и IP-телевидения за последние два года. Об их заинтересованности в эфирном вещании и говорить нечего: зачем им бесплатно девять каналов, когда они имеют доступ к 109? Во-вторых, из-за необходимости приобретать приставку, до которой у кого руки просто не доходят, а у кого и денег не хватает. При этом отсутствие официальной информации порождает невероятные слухи: о том, что бесплатное телевидение теперь станет платным и что необходимо будет менять всю аппаратуру, и даже о том, что цифровизация ТВ в России так и не будет завершена, ведь никто не знает об этапах ее внедрения.

Сами участники рынка отмечают, что цифровое эфирное ТВ попало в некую потребительскую вилку, в которой абоненты не заинтересованы в предложенной им государственной заботе. И Россия - отнюдь не первая страна, столкнувшаяся с этой проблемой. В Великобритании, планировавшей первой отключить аналоговое вещание, завершение перехода на "цифру" было отложено до 2012 года из-за боязни народных волнений. Интересен опыт США, которым почти удалось уложиться в назначенные сроки. Решение о переходе на цифровое эфирное вещание было принято конгрессом в октябре 2005 года. В 2009 году произошло одномоментное отключение аналогового вещания по стране. Но в данном случае пропаганда и разъяснения населению начались практически сразу после принятия решения. Кроме того, была утверждена программа государственного финансирования абонентских цифровых приставок, о чем у нас речи пока не идет.

Чиновники четко заявляют, что отключение аналогового сигнала в России не случится 31 декабря 2015 года, так как к этому моменту вряд ли удастся достичь зафиксированного в ФЦП индикатора в 98,8% населения, имеющего возможность приема эфирных цифровых каналов. Правда, пока еще никто не знает, каким образом замерить этот показатель, но сейчас речь не об этом - что-нибудь обязательно придумают. Главное, что без трепетно-заботливого отношения к потребителям, ради которых все-таки весь этот сыр-бор загорался, процесс перехода в цифровую эпоху затянется на очень долгое время. По замечанию некоторых экспертов, как минимум лет на десять.

 

© ComNews

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.